Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 44. Нормативный правовой акт: понятие и признаки.
Нормативный нормативный правовой акт, закон, торги. Нормативный правовой акт">правовой акт - это юридический документ, принятый компетентными государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Нормативные правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Признаки:
1. Содержит нормы права;
2. Принимаются правотворческими органами, наделенными соответствующей компетенцией. Принимаются в процессе строгой процедуры; Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
3. Имеют установленную документально-письменную форму, обеспечивающую формальную определенность их требований, а также ясность и доступность изложения выраженных в них предписаний;
4. Их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения.
Все без исключения нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
Виды нормативных правовых актов:
Акты можно классифицировать по различным критериям:
По сфере действия: государственные, региональные, местные. Например, Федеральный закон, Закон республики Башкортостан.
По сроку действия: срочные и бессрочные. Например, акт действует до указанной даты, или же срок действия не указан (как правило, документ остается в силе до отмены или принятия другого акта взаимен действующего).
По предмету правового регулирования (отрасли права). Например, уголовно-правовой акт, административно-правовой акт, гражданско-правовой акт представляют собой виды нормативных актов, разграниченные по этому критерию.
По юридической силе: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
Признаки закона:
1.Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Высшая юридическая сила закона проявляется в том, что:
· Принимаются строго уполномоченными на то высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума в рамках особой юридической процедуры;
· Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
· Законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
2.Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их
помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
3. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие.
Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Федеральные конституционные законы. Для них характерны следующие черты. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие.
Законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций. В большинстве европейских государств данный вид законов относится к конституционным. Поскольку принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ, но с особым условием. Поэтому отмечается, что
несмотря на то что данный акт близок к ФКЗ, тем не менее, имеет свою специфику.
Например, закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года. о толковании ст. 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке предусмотренном для ФКЗ, т. е. не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четвертых – от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Федерации. Вступивший в силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.
Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативных правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Вторые - высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми.
Законы, как основные, главенствующие нормативно-правовые акты, очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.
Подзаконные акты.
Подзаконные акты – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
1. Издаются в соответствии с законом.
2. Регулирует отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:
1) Указы и распоряжения Президента РФ.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ.
3) Приказы, инструкции, положения министерств.
4) Решения и постановления местных органов государственной власти.
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.
6) Нормативные акты муниципальных органов.
7) Локальные нормативные акты.
Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.
45 вопрос. Действие нормативных правовых актов во времени
Действие нормативных правовых актов во времени – это действия, которые определяются временем вступления того или иного нормативного акта в силу, утраты им своей юридической силы.
Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:
· С момента принятия;
· Со времени, которое указано в нормативном или специальном акте о введении его в действие (в частности, с момента опубликования);
· Со дня опубликования по истечении установленного срока.
Утрата юридической силы наблюдается в ситуациях:
· по истечении установленного в нормативном акте срока;
· при официальной прямой отмены действующего нормативного акта;
· вследствие замены одного правового акта другим, устанавливающим новое регулирования определенной социальной сферы.
Закон не имеет обратной силы, поэтому не распространяется на те правонарушения, которые возникли до вступления в силу. Во время действия нового закона суд должен решать дело согласно с прежним законом, в ситуациях, если имущественный спор начал рассматриваться до вступления нового закона в силу.
Нормативный нормативный правовой акт, закон, торги. Нормативный правовой акт">правовой акт - это юридический документ, принятый компетентными государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Нормативные правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Признаки:
1. Содержит нормы права;
2. Принимаются правотворческими органами, наделенными соответствующей компетенцией. Принимаются в процессе строгой процедуры; Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
3. Имеют установленную документально-письменную форму, обеспечивающую формальную определенность их требований, а также ясность и доступность изложения выраженных в них предписаний;
4. Их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения.
Все без исключения нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
Виды нормативных правовых актов:
Акты можно классифицировать по различным критериям:
По сфере действия: государственные, региональные, местные. Например, Федеральный закон, Закон республики Башкортостан.
По сроку действия: срочные и бессрочные. Например, акт действует до указанной даты, или же срок действия не указан (как правило, документ остается в силе до отмены или принятия другого акта взаимен действующего).
По предмету правового регулирования (отрасли права). Например, уголовно-правовой акт, административно-правовой акт, гражданско-правовой акт представляют собой виды нормативных актов, разграниченные по этому критерию.
По юридической силе: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
Признаки закона:
1.Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Высшая юридическая сила закона проявляется в том, что:
· Принимаются строго уполномоченными на то высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума в рамках особой юридической процедуры;
· Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
· Законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
2.Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их
помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
3. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие.
Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Федеральные конституционные законы. Для них характерны следующие черты. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие.
Законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций. В большинстве европейских государств данный вид законов относится к конституционным. Поскольку принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ, но с особым условием. Поэтому отмечается, что
несмотря на то что данный акт близок к ФКЗ, тем не менее, имеет свою специфику.
Например, закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года. о толковании ст. 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке предусмотренном для ФКЗ, т. е. не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четвертых – от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Федерации. Вступивший в силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.
Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативных правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Вторые - высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми.
Законы, как основные, главенствующие нормативно-правовые акты, очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.
Подзаконные акты.
Подзаконные акты – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
1. Издаются в соответствии с законом.
2. Регулирует отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:
1) Указы и распоряжения Президента РФ.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ.
3) Приказы, инструкции, положения министерств.
4) Решения и постановления местных органов государственной власти.
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.
6) Нормативные акты муниципальных органов.
7) Локальные нормативные акты.
Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.
45 вопрос. Действие нормативных правовых актов во времени
Действие нормативных правовых актов во времени – это действия, которые определяются временем вступления того или иного нормативного акта в силу, утраты им своей юридической силы.
Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:
· С момента принятия;
· Со времени, которое указано в нормативном или специальном акте о введении его в действие (в частности, с момента опубликования);
· Со дня опубликования по истечении установленного срока.
Утрата юридической силы наблюдается в ситуациях:
· по истечении установленного в нормативном акте срока;
· при официальной прямой отмены действующего нормативного акта;
· вследствие замены одного правового акта другим, устанавливающим новое регулирования определенной социальной сферы.
Закон не имеет обратной силы, поэтому не распространяется на те правонарушения, которые возникли до вступления в силу. Во время действия нового закона суд должен решать дело согласно с прежним законом, в ситуациях, если имущественный спор начал рассматриваться до вступления нового закона в силу.