Файл: История создания закаливания Что такое закаливание.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях лечебно-профилактических учреждений.
Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливания, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают верхние конечности – от пальцев к плечу, затем ноги – от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды для детей 7 лет начальная + 27 град. С, конечная летом +18 град. С, зимой + 21 град. С..Температура воды для детей 8 лет начальная + 26 град. С, конечная летом +17 град. С, зимой + 20 град. С. Температура воды для детей 9 лет начальная + 25 град. С, конечная летом +16 град. С, зимой + 19 град. С. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 град. С.. Обливание стоп начинают водой температуры +28 град. С, затем снижая ее на 1 град. С в неделю. Нижние пределы температуры воды – 18 град. С. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.
Обливание стоп производят из лейки или кувшина. Температура воды — 28°—27°С, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса, но не менее чем до 10°С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура— 30°—28°С, конечная — 15—13°С. Через каждые 10 дней ее понижают на 1—2 градуса. Длительность первых ножных ванн — не более 1 мин, а в конце до 5 мин. После ванны ноги досуха вытирают и растирают.
Контрастные ножные ванны. Берется два ведра или таза. В одно ведро (таз) наливают горячую (температура 38—42°С), а в другое — холодную (30—32°С) воду. Сперва ноги погружают на 1,5—2 мин в горячую воду, затем на 5—10с — в холодную. Такую смену производят 4—5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2 градуса и к концу курса доводят до 15—12°С.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой. Полезно также хождение босиком по снегу после посещения сауны (бани), с последующим посещением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в нее ноги на 1—2 мин).
Купание в открытых водоемах (моржевание) - один из лучших и мощных способов закаливания (море, река, озеро, пруд). При проведении закаливающей процедуры необходимо обеспечить безопасность детей и соблюдать ряд правил:
-купаться надо не позже чем за 1 ч до еды или через 1—1,5 ч после;
-в воде надо активно двигаться (плавать, выполнять какие-нибудь упражнения);
-не входить в воду потным, разгоряченным или в нездоровом состоянии;
-температура воды должна быть — 20°—22°С и воздуха — не ниже 24°С.
После купания тело обтирается досуха махровым полотенцем, если появилась «гусиная кожа», то тело надо растереть полотенцем и надеть сухое теплое белье.
Продолжительность купания определяют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше следует находиться в воде.
Растирание снегом или купание в холодной воде (моржевание). Ходьба по снегу и растирание снегом при посещении бани (сауны) возможно лишь для закаленных детей. Моржевание для детей и подростков — нежелательная процедура, так как у них еще несовершенна система терморегуляции, и воздействие низкой (моржевание) или высокой (сауна) температуры приводит к различным заболеваниям (почек, легких, эндокринных желез и др.).
Использование "моржевания" для детей не может иметь однозначного рецепта и рекомендаций, учитывая существенное холодовое стрессорное воздействие. Возможно, в отдельных случаях оно может быть показано и давать существенное оздоровительное воздействие, хотя до настоящего времени научная литература приводит разноречивые данные о влиянии моржевания на детский организм.
Закаливание выполняется по рекомендации лечащего врача и перед началом выполнения курса закаливающих процедур необходима консультация лечащего врача.
Что происходит с организмом младшего школьника во время закаливания
Во время закаливания дети младшего школьного возраста приобретают следующие навыки:
-
Нормализуется состояние эмоциональной сферы -
Ребенок становится более сдержанным -
Становится уравновешенным -
Улучшается настроение -
Появляется бодрость -
Повышается работоспособность
Методы закаливания:
1. Метод постепенного увеличения силы раздражителя (самый традиционный)
2. Контрастный метод.
3. Метод без снижения температуры.
4. Метод интенсивного закаливания.
Перечень противопоказаний
-
Негативное отношение и страх ребенка. -
Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактических прививок. -
Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания. -
Карантин в детском учреждении или по месту жительства. -
Высокая температура тела в вечерние часы. -
Выраженная недостаточность питания. -
Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.
Способ закаливания детей младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой.
-
Формула закаливания с физической нагрузкой: -
Определяют индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания по формуле. -
Тр = Тп +(60°С120)с, -
где Тр- индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания -
Тп- временной параметр наступления потовыделения у индивидуума с начала выполнения дозированных физических упражнений.
Заключение
Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур.
Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Более выраженные темпы прироста функциональных показателей физического развития: жизненного индекса, пульсовой суммы и физической работоспособности в результате выполнения комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием оказались у девочек, что может свидетельствовать о более выраженных подвижках в развитии их сердечнососудистой системы на данном этапе онтогенеза. Более выраженные темпы развития психических качеств в результате выполнения комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием были у экспериментальной группы в среднем на 10-15%.
В экспериментальной группе, где объем двигательной активности был увеличен до 30% за счет выполнения комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием в отличие от контрольной группы, наблюдался статистически значительный прирост. Во время эпидемии гриппа в контрольной группе заболеваниям были подвержены 50% детей, тогда как в экспериментальной группе всего 10%. Таким образом, применение комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием благоприятно воздействует на психические и физические качества младших школьников.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного, не может быть здорового.
Закаливание - мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен даже малообеспеченным семьям. Закаливание способствует также воспитанию силы воли, упорства в достижении цели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания». Москва, 2000. 2.Бальсевич В.К. «Онтокинезиология человека». Москва, 2005.
3.Белая К.Ю. «Методические рекомендации». Москва, 2008.С.237-238. 8.Волков В.М. «Теория и практика физической культуры». Москва, 2003.С.41.
4. Артюхова Ю. Как закалить свой организм.- Минск, 1999.
5. https://vkr.pspu.ru/uploads/4379/Loskutov_vkr.pdf
6. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/content/1216/63102/
7. http://eisberg.narod.ru/teoria.htm
8.http://all-gigiena.ru/lit/511-fiziologicheskie-osnovy-zakalivaniya