Файл: Конституционноправовые проблемы осуществления права индивидов на свободу и личную неприкосновенность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Темы докладов
Конституционно-правовые проблемы осуществления права индивидов на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, занимает особое положение среди личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности - безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.

Право на свободу есть не что иное, как возможность совершать любые правомерные действия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать истязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).

В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Личная неприкосновенность не имеет абсолютного характера. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.

В Российской Федерации в настоящее время существует много проблем, затрудняющих реальное обеспечение и защиту права на свободу и личную неприкосновенность, о чем свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав и свобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причине вопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий и способах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжают оставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Процесс определения и реализации прав человека представляет собой необходимую ступень на пути к формированию истинно правового и демократического государства. Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, - сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральных позиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, которое выступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессе совершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающее основные положения, касающиеся определенной автономности личности, ее гарантированной независимости от других членов общества и государства.


Одновременно нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другие отрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право и гражданский процесс, административное право.

Как представляется, особое значение личной неприкосновенности придается по следующим основным причинам:

- во-первых, анализируемое право принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства;

- во-вторых, это право является базисом для многих других конституционных прав и свобод;

- в-третьих, это право, по существу, "цементирует" другие права и свободы человека и гражданина;

- в-четвертых, личная неприкосновенность выступает в качестве действенной гарантии не только конституционных прав и свобод, но и тех прав, которые предусмотрены отраслевым законодательством.

В российском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблема индивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридической наукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященных ей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенность рассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия их сути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о них материалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевыми рамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объекте исследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другими явлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.

Прежде чем вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области соблюдения права человека на личную неприкосновенность необходимо учитывать следующее:

- право на личную неприкосновенность можно определить как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность каждого защищать физическую, половую и психическую неприкосновенность, свою честь и достоинство;

- личная неприкосновенность представляет собой жизнедеятельность человека, связанная с его физическим и психическим здоровьем, созданием условий для их сохранения

;

- субъектом права на личную неприкосновенность выступает каждый человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъекта выражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной с выполнением специальных функций.

Нормы международного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенности автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит под угрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.

В российском конституционном праве выделяются в качестве составных частей права на личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная) неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половую неприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную, психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФ сужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы, ограничивая возможности реализации этого права.

Следует отметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установления режима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесно связана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования.

Ограничение личной неприкосновенности человека может происходить в связи с применением к нему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовом принуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в ряде характерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера, установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве и реализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобные ограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е. посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данном контексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновного индивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты от нежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограничений и иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы, обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертной казни. Личная неприкосновенность - это составляющий элемент справедливости, она жизненно важна для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых, так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны быть обоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовой защиты. Право личной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только при наличии определенных гарантий их защиты.


Таким образом, право на личную неприкосновенность закреплено Конституцией РФ и относится к числу основных, жизненно важных прав. В системе естественных и неотъемлемых прав человека оно занимает особое место, поскольку, если не защищены свобода и личная неприкосновенность, то не защищены и все другие права и свободы человека и гражданина.

К сожалению, в настоящее время в российском конституционном праве нет четко сформулированного определения "личная неприкосновенность".

Важно отметить, что ст. 22 Конституции РФ определяет право на личную неприкосновенность только как свободу физическую. В силу чего ч. 2 указанной статьи Конституции РФ предусматривает положение, касающееся ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, которые допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. По существу это конституционное предписание касается личной свободы, но не личной неприкосновенности. Нарушение или ограничение права на личную свободу может не повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность. Однако право на личную неприкосновенность тесно связано с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поскольку нарушение указанных прав можно повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность, например, психологическую неприкосновенность.

Таким образом, право на личную неприкосновенность можно определить как гарантированную государством личную безопасность каждого человека, которая состоит в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств со стороны других членов общества, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений.


Природа специальных прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Нация - исторически сложившаяся устойчивая социально-этническая общность, возникшая на базе общности территории, экономической жизни, языка, психологического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Национальные меньшинства - этнические общности,  отличающиеся от остального (доминирующего) населения государства по своим национальным признакам (культуре, языку, религии, обычаям), объединенных общим названием и самосознанием и стремящихся к самоидентификации.

Коренные народы - коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, существовавшими до вторжения завоевателей и введения колониальной системы, развивающиеся на своих собственных территориях,
отличающиеся от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий; желают сохранить, развивать и передавать будущим поколениям территорию своих предков, этническую самобытность, культурные особенности, социальные институты и правовые системы.

Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов на федеральном уровне (современный этап).

Законодательство в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых актов и норм, действующих в сфере обеспечения и защиты прав лиц, относящих себя к различным этническим общностям, признаваемым в качестве национального меньшинства и коренного малочисленного народа. Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека и гражданина и является ее составной частью. Роль данного законодательства в общем объеме конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина весьма значительна. Оно непосредственно связано с теми сферами общественной жизни, которые затрагивают каждого члена общества, и здесь прямо соприкасаются интересы личности и государства, личности и общества. На сегодняшний день сложилось довольно обширное законодательство в указанной сфере. Значительную его часть составляют нормы, обеспечивающие реализацию прав человека и гражданина и обусловленные в целом состоянием национальных отношений в нашем государстве. Основы национальной политики заложены в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Она содержит многие положения, существенно важные для совершенствования национальных отношений в стране. Именно с российской Конституции начинается и формирование юридических гарантий обеспечения прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Проведение национальной политики осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения эффективной реализации правовых принципов регулирования межнациональных отношений, заложенных в Конституции Российской Федерации.

В их числе следует назвать:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности, языка и культуры;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни;

  • признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

  • гарантии прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

  • предоставление права каждому лицу свободно определять свою национальную принадлежность;

  • содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков; защита прав граждан России, этнических россиян в различных странах.