Файл: Докладов "Государственность, построенная на утопии".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы докладов
“Государственность, построенная на утопии”.
Утопический социализм – теория общественного устройства, зародившаяся в начале XVI века, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Утопические изображения идеального общественного строя впервые представлены в произведениях XVI и XVII столетий – Т. Мора (“Утопия” (Utopia), издано в 1516 г.) и Т. Кампанеллы (“Город Солнца” (Civitas Solis), издано в 1623 г.).

Общество утопийцев состояло из городских и сельских жителей. Городов в Утопии – 54, каждый из которых состоял примерно из 6 тыс. семейств, объединенных в 200 сифогрантий. Все жители сифогрантии, т.е. 30 семейств, находились под началом выборного должностного лица – сифогранта, во дворце которого была расположена общественная трапезная. В любой из общественных трапезных питалось человек 800. Готовили пищу женщины “из каждого семейства поочередно”. Для граждан его идеального государства физический труд – “телесное рабство”. Поэтому многие тяжелые и непривлекательные работы выполняют религиозные подвижники, видящие смысл своей жизни в непрестанном труде и услужении близким. “Чем более несут они рабский труд, тем больший почет получают от остальных”. Мор сохраняет в идеальном государстве институт рабства, пополняемый из числа преступников (“вывезенных из-за границы злодеев”). Это своеобразный рецепт от этого зла, который заключался в использовании преступников на всех неприятных и черных работах с целью перевоспитания. Таким образом, идея пользы восторжествовала над идеей возмездия и Мор, отказавшись от заточения преступников в темницах, предпочел занять их на нужных обществу работах.

Джерард Уинстэнли (1609-1661) – руководитель и идеолог диггеров в период Английской революции XVII века, автор сочинения – коммунистической утопии “Закон свободы”.

Свои идеи социалисты-утописты излагали и в жанре эпистолярной литературы: они распространяли их путем отправления писем. Сторонниками утопического социализма на рубеже XVIII-XIX вв. были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.


Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825), основными произведениями которого являются “Письма женевского обитателя”, “Взгляды на собственность”.

К.А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики. Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого - по способностям, каждому - по его делам. Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

В период с 1828 по 1830 гг. перед избранной аудиторией публично читались лекции, которые позднее были опубликованы в двух томах под заглавием "Изложение доктрины Сен-Симона". Второй том посвящен главным образом философии и морали. Первый том содержит социальную доктрину школы и составляет, по справедливому замечанию Менгера, "один из замечательнейших памятников современного социализма".

По мнению сенсимонистов, недостаточно развернуть перед современным человечеством картину его будущего социального строя; нужно, говорят они, заставить его полюбить этот строй, создать между людьми то единство действия и мысли, которое может исходить лишь из общего религиозного убеждения. Сенсимонизм становится религией с культом, с моралью, с организованными проповедями, с церквами, основывающимися в разных пунктах территории, с апостолами, уходящими в далекие страны с благовестным словом. Анфантен и Базар были первосвященниками нового культа. Но Базар скоро устранился, и Анфантен остался один "верховным отцом". Уединившись с сорока учениками в одном доме Менильмонтани, он вел с ними с апреля по декабрь 1831 г. нечто вроде монастырской жизни. Эта своеобразная жизнь была прервана судебными преследованиями, закончившимися осуждением Анфантена судом присяжных на один год тюремного заключения за организацию незаконного общества. Это было сигналом к разброду школы.

Сенсимонизм как религия затмил и отодвинул на некоторое время на задний план сенсимонизм как социальную доктрину, подобно тому, как впоследствии позитивистская религия вытеснит в умах общества позитивную философию. Это совершенно новое учение. Его можно рассматривать как оригинальное исследование, а не только как итог идей Сен-Симона. Оно принадлежит, вероятно, в равной мере Базару и Анфантену. Но экономические идеи были выработаны последним; впрочем, в создании их ему должна была много помочь работа Сисмонди.




Соединение религиозного и светского в государстве: российский и зарубежный опыт

Проблема соотношения светской и церковной властей послужила основой для разработки различных философских и правовых теорий и концепций. История знает немало драматических периодов во взаимоотношениях государства и церкви. Это периоды открытого противоборства и соперничества, когда церковная власть стремилась подчинить себе государственную и, наоборот, когда государственная власть пыталась использовать авторитет церкви в политических целях, никак не связанных с духовной жизнью общества. Итогом мировой теоретико-правовой мысли стало формирование идеи светского государства, которая наиболее удачно сводит на нет конфликт между государством и церковью на данном этапе развития человеческого общества.

Рассмотрим историю становления и развития светскости государства на примере взаимоотношений христианской церкви и государств Западной Европы. Именно с христианской религией государства зачастую вступали в открытую конфронтацию. В истории же России православное христианство сыграло более значимую роль, чем иные религии. С Православной Церковью Русскому, а затем Российскому государству приходилось наиболее часто вступать в диалог. Не следует также забывать, что Русская Православная Церковь всегда играла решающую роль в объединении русских земель и борьбе с иноземными захватчиками. Таким образом, не подвергая сомнению светскость Российского государства, следует признать, что Русская Православная Церковь в настоящее время вполне обоснованно имеет особый статус - primus inter pares (первой среди равных). Это обусловлено особой связью православия с национальной культурой.

Сама идея светского государства начала формироваться в эпохи Возрождения и Реформации. В эти периоды намечается процесс секуляризации - отход человека от церкви, что во многом было обусловлено действиями ее служителей, которые в своей политике преследовали не духовные, а прежде всего материальные, властные цели, используя для их достижения любые средства. Отступление некоторых представителей церкви от норм первоначального христианства вызвал протест общественности против распространения власти церкви на неприсущие ей сферы общественной жизни. Появляется светская наука, искусство, светски осмысливаемое хозяйство, светское восприятие мира и объяснение мироздания, формируются светское правосознание и идея светского государства. Становление светского государства происходило как следствие борьбы с «религиозным бюрократизмом, религиозной нетерпимостью, со статусом государственной религии, религиозной исключительностью». И отделение церкви от государства, и возникновение светского государства стало результатом комплекса духовных, нравственных, мировоззренческих, социально-экономических и политических изменений. В отношениях между государством и церковью прослеживаются две основные исторические тенденции. «В древности государство выступало как гонитель церкви. Но эти гонения привели только к укреплению церкви, к тому, что государство, в конце концов, признало церковь. И гораздо более опасной для нее была
тенденция такого союза церкви и государства, при котором вера вместо свободного принятия ее людьми навязывалась им силой государственной идеологии».

Стремление имперского государства на исходе Древнего мира к моноидеологической структуре общества, обусловленной появлением государственных религий, нанесло церкви существенный нравственный урон. «Цари, короли, князья и правители нередко прибегали к насильственной христианизации, к репрессивному утверждению конфессионального единства... Подчиняясь стилю светской политики, церковное руководство постепенно усваивало ее тактику и методы, превращало церковь, особенно на средневековом Западе, в подобие государства». Не избежала этого и Россия, унаследовавшая от Византии теорию «симфонии властей» и «двух мечей» (во времена консолидации русских земель эти шаги были оправданны), подразумевавшие тесное взаимодействие государства и церкви [53, c. 12].

Следует отметить, что природа христианства враждебна идее государственной религии, так как христианство отделяет свою собственную духовную сферу от государственной (сферу «Божию» от «кесаревой»), что подтвердилось в историческом опыте. Теория государственной религии оказалась несостоятельной, и период упадка феодализма был ознаменован кризисом теократической власти и зарождением концепции светского государства.

Оптимальная” форма территориального устройства современного государства.

Федеративное государство на сегодняшний день является наиболее приемлемой формой государственно-территориального устройства крупных государств или государств, в которых население размещается по национальному признаку. На сегодняшний день ученые не дают единого определения федеративного государства, однако, проанализировав большинство позиций, такой тип государства можно определить как сложно-союзное государство, состоящее из двух или более административных территории, объединенных единым центром на основании Конституции. Как правило, такое государство характеризуется определенными признаками: распределение власти – «центр» и субъекты федерации оговаривают в Конституции свою компетенцию в решении государственных проблем; деление правовой системы на федеративную (общеобязательную для всех граждан страны) и систему субъектов федерации (действующую только на территории субъекта федерации); верховенство центральной правовой системы над системой субъекта федерации; бикамерализм – интересы субъектов федерации представляются в верхней палате парламента; отсутствие у субъектов федерации права на выход из федерации; принцип двойного гражданства – гражданство федерации и субъекта. Федеративное государство сегодня характерно для 24 стран, среди которых Швейцария, США, Бразилия, Канада и Россия. Все они были созданы тремя основными способами: перехода от конфедерации к федерации на договорной основе или же перехода от унитарного государства к федерации.