Файл: Вопрос 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык и речь. Язык и мышление. Язык (в широком смысле).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ряде случаев допустимы варианты произношения: було[шн]ая - було[чн]ая. В новых словах чн произносится как [чн]: съёмо[чн]ый, пото[чн]ый и др. В некоторых словах произношение [шн] устаревает: сливочный - сли-во[шн]ый, коричневый - кори[шн]евый(*):

чн

горшечный, сердечник, убыточный

шн

девичник, конечно, нарочно, очечник, прачечная, полуночник, пустячный, скучно, яичница

чн и шн

булочная, взяточник*, взяточница*, горничная, горчичник, горчичный, гречневый*, двоечник, копеечный, коричневый*, лавочник*, молочник, молочница, подсвечник, порядочный, сливочный, спичечный*, стрелочник* шуточный, яичный

 

2) твёрдое или мягкое произношение согласных перед звуком [Э]

Это хуй знает я ничего не нашла надеемся что это не попадется или импровизация…

5. Акцентологические нормы.

Акцентология (от лат. accentus – ударение и гр. logos – слово, понятие, учение) – 
раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.

Акцентологические нормы русского литературного языка – правила постановки ударения в словах.

Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью, силой и движением тона.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): суперобложка, энергосистема, машиностроение и др.

Нефте- (трубо-, газо-) провод, но: провод (проволока)

В русском языке отсутствует единое для всех слов правило постановки ударения. Норма ударения существует для каждого отдельного слова, и познакомиться с ней можно в специальных справочных изданиях по русскому языку. Наиболее полно норма ударения представлена в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, издаваемом Институтом русского языка Академии наук РФ.

 Русское ударение является нефиксированным, свободным. Оно характеризуется разноместностью и подвижностью.

Разноместность – это способность ударения падать на любой слог слова: на первый – иконопись, дайджест, на второй – эксперт,  умерший, сироты; на третий – каталог, обеспечение,жалюзина четвертый – апартаменты, интервьюер, дистиллированный.В некоторых языках мира ударение закреплено за определенным слогом (во французском – ударный последний слог, в польском – ударный предпоследний слог, в чешском, венгерском, финском  языках – первый слог).

Подвижность– это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: судить – сужу, судишь; судящий и судящий, нужный – нужен, нужна, нужно, нужныи нужны. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение. Списки слов,  имеющих  подвижное ударение, следует   запоминать.



Изменение места ударения возникает иногда в результате исторического развития словарного состава языка, в том числе в процессе освоения слов иноязычного происхождения. Так, например, слова конкурс, деспот, символ, эпиграф ранее произносились с ударением на последнем слоге: конкурс, деспот, символ, эпиграф. 

 

1)      Акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов немного в русском языке, например: маркетинг и маркетингтворог и творог и др. Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении.

2)      Нейтральный и разговорный, например:

·     обеспечение (нейтр.) – обеспечение (разг.);

·     одновременно (нейтр.) – одновременно (разг.);

·     мастерски (нейтр.) – мастерски (разг.).

 

Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения.

3)      Общеупотребительный и профессиональный варианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный – считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу, например:

·     компас (лит. норма) – компас (у моряков);

·     шасси(лит. норма) – шасси (у летчиков);

·     искра (лит. норма) – искра (у металлургов).

 

4)      Нейтральный и поэтический (а также народно-поэтический), например:

·     девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.);

·     шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.);

·     кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.).

Словарная помета поэтич. означает, что такое произношение свойственно поэзии. Словарная помета народно-поэтич. означает, что такое произношение проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности.


5)      Литературный и просторечный, например:

·     свёкла (лит.) – свекла(прост.);

·     красивее (лит.)  красивее (прост.);

·     километр (лит.) – километр (прост.).

 

Просторечный вариант находится за пределами норм русского литературного языка.

Допуская несколько вариантов произношения, акцентология указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости акцентологические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Алексий, Великий Устюг, Кижи, Мёрдок Айрис, Никарагуа, Нюрнберг (но: Нюрнбергский процесс), Сальвадор Дали, Сергий Радонежский, Сид[нэ]й, Соколов-Микитов, Сольвейг, Ставрополь (но: Ставропольский край), Тайная вечеря, Шри-Ланкаи др.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Пикассо – Пикассо и др. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова, например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову
), нувориш – из французского (nouveau riche – букв. «новый богач»). Объясните ударение следующих заимствованных слов: диспансер, некролог, квартал, генезис, феномен, эксперт, каталог.

В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren): блокировать, национализировать, приватизировать. Запомните слова с ударением на последнем слоге: маркировать, премировать, нормировать.

Ударение в отдельных грамматических формах.

Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1.  Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например:

·     создан – создана – созданы;

·     взят – взята – взяты;

·     занят – занята – заняты.

2.  В глаголах быть, дать, жить, клястьа также в глаголах с древними корнями -ча-, -ня-, -мер-, -пер- в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании, в остальных формах (при наличии приставки) ударение с основы в неопределённой форме передвигается на приставку, например:

·     отнять – отнял – отняла – отняли;

·     понять – понял – поняла – поняли;

·     начать – начал – начала – начали. 

3.  Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:

·     глубокий – углубить;

·     легкий – облегчить;

·     бодрый – ободрить, подбодрить.

4.  Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: