ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Процессные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации, предметом исследования которых является динамика взаимодействия различных мотивов, основаны на том, как ведут себя люди, с учетом не только их потребностей, но и восприятия, ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. Эти теории основаны на учете того, как человек распределяет свои усилия в процессе деятельности и как выбирает конкретный вид деятельности и вид поведения в процессе своей деятельности.
Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются:
1) теория ожиданий (В. Врум);
2) теория справедливости (равенства) (С. Адамс);
3) модель Л. Портера — Э. Лоулера.
В самом общем виде теорию ожидания В.Врума можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хочет, в частности, как много усилий он готов затратить на это.
Теория ожидания представляет нам своеобразную «формулу мотивации», состоящую из трех основных переменных:
◆ ожидание работником того, что его усилия дадут желаемые результаты;
◆ ожидание того, что эти результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
◆ ожидаемая ценность вознаграждения (валентность).
На практике ее использование особенно целесообразно в научных организациях. Согласно теории В. Врума менеджеры должны четко определять критерий вознаграждения за результат. Награда должна быть адекватна результатам труда и должна соответствовать индивидуальным особенностям работника.
Теория справедливости С. Адамса исходит из того, что люди в процессе работы постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников. На основании этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он, человек строит свое поведение в организации. Если сравнение показывает дисбаланс не в пользу работника, у него возникает чувство несправедливости и психологическое напряжение, снижающее мотивацию.
Комплексная процессуальная модель Портера — Лоулеравключает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она основана на взаимосвязи пяти переменных:
1) затраченные усилия;
2) результат;
3) восприятие (удовлетворенность результатом, работой);
4) вознаграждение;
5) степень удовлетворения (справедливость вознаграждения).
Наиболее важный практический вывод этой теории: результативный труд ведет к удовлетворенности работника при справедливом вознаграждении за приложенные усилия и внутреннем восприятии работником достигнутых результатов. Учет всех факторов мотивации работника на практике позволяет повысить производительность труда.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Рассматривая функцию мотивации в системе менеджмента, логично связывать ее с правильным формированием внутренней идентичности индивида. Проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной позиции человека, в плане становления профессионализма и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста.
При формировании внутренней профессиональной идентичности имеет место концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной системе, сопровождаемое определенным мотивационным смыслом, субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности. Профессиональную идентичность необходимо трактовать как характеристику принятия профессиональных ценностей и как гармоничную идентификацию с деятельностью и самим собой (внутренняя идентичность).
Контрольные вопросы к теме
1. Приведите примеры внутренней и внешней мотивации человека на предприятиях различных сфер деятельности.
2. Рассмотрите материальные и нематериальные стимулы работника на предприятии.
3. Приведите ситуационные примеры предотвращения, с помощью правильно выстроенной системы мотивации, кризисных ситуаций на производстве.
4. Разработайте пример реализации процесса мотивации в конкретной организации с применением содержательных теорий мотивации.
5. Выберите из вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите последовательно, как в ней будет работать модель Портера — Лоулера.
6. Разработайте программу мотивации своей (учебной) деятельности.
7. Рассмотрите факторы формирования внутренней идентичности выпускника высшего учебного заведения.
Список рекомендуемой литературы по теме
1. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. Москва: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. 288 c.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. Москва: ИНФРА-М, 2008. 214 с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник для вузов / В.Р. Веснин. Москва: Проспект, 2014. 320 с.
4. Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие для экономических специальностей вузов / В.И. Гончаров. Минск: Мисанта, 2003. 624 с.
5. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. Москва: ИНФРА-М, 2008. 440 с.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. О.И. Медведь. Москва: Вильямс, 2012. 672 c.