Файл: Практических заданий по дисциплине психология безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Группа
Аш22П171в
Студент
Д.М. Чапау
МОСКВА 2023
Задание 1.
Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов
(ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).
На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов.
ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер.
Различают основные виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Кроме того, ощущения подразделяются на: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
восприятие это процесс целостного отражения предметов, при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью,
осмысленностью и апперцепцией.
эмоции
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия сознание
Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения,
опосредуется речью,направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта речь
Речь — форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —
восприятие языковых конструкций и их понимание.
память
Память – свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание,
сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информации.
воображение
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
2
Задание 2.
Подберите диагностический материал для изучения акцентуаций характера.
Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены
(акцентуированные), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.
Задание 3.
Дайте классификацию эмоционально-волевым процессам.
Приведите примеры влияния эмоций на поведение людей.
Задание 4.
Подготовьте эссе.
Темы на выбор:
1. Индивидуальная склонность к риску и ее диагностика.
2. Механизмы формирования психологической безопасности.
3. Физическая безопасность и методы ее обеспечения.
4. Понятия социальной безопасности и социально-безопасной среды.
5. Психологическая безопасность в межличностном общении, методы обеспечения.
6. Экстремальные ситуации: классификация психических явлений.
Управление массовыми явлениями в экстремальных условиях.
7. Межгрупповые конфликты.
8. Захваты заложников.
9. Результаты исследований людей,
подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф.
Задание 5.
3
Дайте определения следующих понятий, при необходимости обращаясь к словарю:
депривация,
дистресс,
ригидность,
сопротивляемость,
конформность, эмпатия, фрустрация, психологический ресурс личности.
Задание 6.
Подберите и опишите комплекс мероприятий по работе с зависимостью.
Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия,
несмотря на неблагоприятные последствия медицинского,
психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу
Задание 7.
Упражнение «Пять моих главных стрессоров» Написать на листе бумаги 5
основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того,
нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы. Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие,
вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?
Задание 8.
Упражнение
«Ситуации,
вызывающие стресс»
Необходимо описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу Таблица Интуиция Мысли Чувства Действия Поведение интуиция мысли чувства действия поведение
4
Задание 9.
Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления.
Задание 10.
Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально- психологического климата в
студенческой группе.
Дайте определение социально-психологического климата.
Задание 11.
Подберите и
опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.
Задание 12.
Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.
1. Вы считаете, что мимика и жесты это - …
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть;
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов:
а) более выразителен;
5
3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же:
а) качание головой из стороны в сторону;
б) кивок головы вверх-вниз;
д) когда хмурят лоб;
ж) когда улыбаются;
4. Какая часть тела «выразительнее» всего:
в) пальцы;
д) кисти рук;
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»:
в) губы;
г) брови;
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на:
а) одежду;
б) походку;
в) внешность;
г) осанку;
д) манеры;
е) речь;
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его:
ж) все ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него:
г) бегающие глаза;
6
ж) руки с наколками;
з) бритая голова;
9. Большинство используемых жестов и поз:
а) передаются из поколения в поколение;
б) заучены с детства от родителей;
в) подсмотрены у других и заучены;
д) имеют национально-культурную специфику;
Задание 13.
Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Задание 14.
Запишите собственное мнение о влиянии психосоматических патологий на формирование стрессоустойчивости. Ответить на вопросы:
1. Назовите факторы дистресса и психофизиологические нарушения,
вызванные этими факторами (военные действия; природные и искусственные катастрофы; террористические акты; служба в армии; отбывание заключения;
насилие и пытки; «стресс повседневной жизни» (социально-стрессовые расстройства).
2. Дайте характеристику посттравматическим состояниям (повторное переживание психической травмы в виде навязчивых воспоминаний,
кошмарных сновидений; отчуждение от других людей, потеря интереса к жизни, эмоциональная притупленность; уклонение от деятельности и ситуаций, напоминающих о пережитом, например, уход в аддикцию.
7
з) бритая голова;
9. Большинство используемых жестов и поз:
а) передаются из поколения в поколение;
б) заучены с детства от родителей;
в) подсмотрены у других и заучены;
д) имеют национально-культурную специфику;
Задание 13.
Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Задание 14.
Запишите собственное мнение о влиянии психосоматических патологий на формирование стрессоустойчивости. Ответить на вопросы:
1. Назовите факторы дистресса и психофизиологические нарушения,
вызванные этими факторами (военные действия; природные и искусственные катастрофы; террористические акты; служба в армии; отбывание заключения;
насилие и пытки; «стресс повседневной жизни» (социально-стрессовые расстройства).
2. Дайте характеристику посттравматическим состояниям (повторное переживание психической травмы в виде навязчивых воспоминаний,
кошмарных сновидений; отчуждение от других людей, потеря интереса к жизни, эмоциональная притупленность; уклонение от деятельности и ситуаций, напоминающих о пережитом, например, уход в аддикцию.
7
3. Что значит расстройства адаптации, кризис идентичности, конверсионный синдром? Назовите виды диссоциативных расстройств.
4. Опишите механизмы формирование психосоматических расстройств.
5. Дайте характеристику факторам психической травмы
Задание 15.
Опишите стратегии «жизнестойкого стиля преодоления» трудной жизненной ситуации и виктимного стиля преодоления трудной жизненной ситуации.
Проанализируйте возможные
«психологические защиты»
и
«копинг-стратегии».
Задание 16.
Выписать классификацию нарушений, связанных со стрессом:
1) тревожно-фобические расстройства;
2) паническое расстройство;
3) обсессивно-компульсивное расстройство;
4) реакция на тяжелый стресс: - острая реакция на стресс, - посттравматическое стрессовое расстройство, - расстройства адаптации;
5) диссоциативные (конверсионные) расстройства;
6) соматоформные расстройства;
7) невротические расстройства: - неврастения, - синдром деперсонализации.
8