Файл: Практических заданий по дисциплине психология безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т. к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Задание 5.

Дайте определения следующих понятий, при необходимости обращаясь к словарю: депривация, дистресс, ригидность, сопротивляемость, конформность, эмпатия, фрустрация, психологический ресурс личности.
Депривация
В психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь

человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами. По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени.
Дистресс
Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих

гормонов. ... Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное

недомогание, истощение. ... Изучением стресса занимались многие ученые и

специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса.
Ригидность

Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется

сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.
Сопротивляемость
Сопротивление — это реакция психики на глубинные внутренние изменения и значимые события. Оно соотносится с понятием психологической защиты с

одной разницей: защита чаще срабатывает в ситуации стресса,

а сопротивление — в ситуациях внутренней трансформации. Проще говоря, все мы сопротивляемся внутренним изменениям.
Конформность
Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием

окружающих.
Задание 6.

Подберите и опишите комплекс мероприятий по работе с зависимостью. Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу


  1. Создать мотивацию на свое существование в реальной жизни без зависимостей. На этом этапе важно ясно видеть смысл своей будущей жизни без зависимостей, чтобы искренне захотеть избавиться от пагубной привычки.

  2. Отказаться от аддикции, полностью исключить это действие из своей жизни.

  3. Постараться определить те ситуации, в которых зависимость усиливается и становится неизбежной (например, определенная компания людей или усталость после работы). Эти ситуации нужно или избегать, или взять под жесткий контроль, или найти им вариант замещения.

  4. Выявить способы защиты зависимости. Прислушаться к своим мыслям: чем именно оправдывается зависимость.

  5. Адекватно определить границы безопасности жизни.

  6. Попробовать понять, что именно в характере привело к развитию зависимости: неверие в себя, эгоистичность, фобия или страх, невысокая самооценка, ощущение тревоги, одиночество, ревность, личностная несостоятельность.

  7. Проработать детские травмы и имеющиеся психологические проблемы.




Задание 7.

Упражнение «Пять моих главных стрессоров» Написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы. Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?
Обгорела -обычные неприятности; произошло; поддается

Опаздываю на работу - обычные неприятности; произошло; поддается

Выбесил муж - обычны неприятности; произошло; не уверена, что поддается

Завал на работе - обычные неприятности; произошло и ожидается; не поддается

Порвались босоножки - обычные неприятности; произошло; не поддается


Задание 8.

Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс» Необходимо описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу
Возьмем в пример ситуация с обгоранием

интуиция

мысли

чувства

действия

поведение

хорошее предчувствие

ничего плохого не произойдёт, позагораю, покупаюсь и пойду домой

тепло, приятно, немного жжет

передвигается в тень, чтобы не обгореть

мажется пантенолом, чтобы не сильно жгло и быстро прошло



Задание 9.

Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления.
Разберу на примере графического дизайнера

Факторы: перегрузка, высокая загруженность, сидячий образ жизни, большое количество дополнительной работы, конкуренция.

Способы преодоления:

Перегрузка: грамотное распределение задач на все время работы, не игнорировать необходимость делать перерывы.

Сидячий образ: профилактика и спорт/разминки в течение рабочего дня, небольшие недолгие прогулки по офису/за пределами офиса

Дополнительная работа: работа над расстановкой личных границ и умение четко обговаривать с руководством свои обязанности.


Конфликтные коллеги: развивать софт скилз и хард скилз, проведение большего количества совместных мероприятий по сплочению коллектива.

Задание 10.

Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально- психологического климата в студенческой группе. Дайте определение социально-психологического климата.
1. Группы социально-психологического тренинга. В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а следовательно, и ее социально-психологический климат.

2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению социально-психологического климата в группе.

3. Обсуждения. Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые попытки регуляции социально-психологического климата любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции социально-психологического климата на предприятии, способом выяснения мнений работников коллектива по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.

4. Изменение обстановки в рабочем помещении. Например, один из такого рода методов - это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.

Задание 11.

Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.

Для этого задания я выбрала тест “шкала безнадежности”
В основе понятия “беспомощности” лежит когнитивная теория психических процессов, в том числе о депрессии как следствия когнитивных заблуждений.

При разработке шкалы авторы следовали определенной концепции, в рамках которой безнадежность рассматривается как система когнитивных схем, общим признаком для которых является негативная окраска ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего.

Индивиды с высоким показателем верят:

-что все в их жизни будет идти не так

-что они никогда ни в чем не преуспеют

-что они никогда не достигнут своих целей

-что их худшие проблемы никогда не будут разрешены
Такое описание безнадежности соответствует третьему компоненту негативной триады когнитивной модели депрессии Бека, согласно которой депрессивное состояние определяют негативный образ себя, негативный образ своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.

Метод работы с людьми с суицидальными наклонностями.

Первым и важнейшим шагом в работе с суицидальным пациентом является проникновение в его мир. Направление и методы терапевтического вмешательства будут зависеть от того, какие мотивы лежат в основе суицидального поведения. Если, например пациент ищет избавления от тягостной ситуации, узловым моментом вмешательства будет работа с чувством безысходности и негативными ожиданиями. Если обнаруживается, что у пациента есть реальные основания для отчаяния, например он стоит на грани нищеты или страдает серьезным заболеванием, необходимо принять меры социального порядка. Но если всеобъемлющие негативные ожидания и чувство безысходности вырастают из искаженного или патологического самовосприятия и восприятия мира, то терапевтические усилия должны быть направлены на исправление ошибочных представлений и иррациональных убеждений пациента.

В тех случаях, когда суицидная попытка совершена с целью оказания воздействия на окружающих, необходимо понять, какие конкретно желания побуждали человека к действию. Если обнаруживается, что суицидальная попытка вызвана недостаточным развитием коммуникативных и межличностных умений, необходимо показать пациенту, что его способы межличностной коммуникации имеют дезадаптивный характер, и научить его более адаптивным способам общения с людьми.

Терапевт должен уметь "вжиться" во внутренний мир пациента, должен уметь "прочувствовать" его отчаяние и безысходность. Польза такого рода эмпатии в том, что она позволяет адаптировать терапевтические стратегии к нуждам пациента и дает пациенту ощущение, что он "понят" терапевтом. Терапевт должен "вжиться" в образ мыслей пациента настолько, чтобы не считать его суицидальные намерения "ненормальными". Напротив, он должен понять и принять логику суицидальных причинно следственных связей. И только после этого он вместе с пациентом может начать работу по поиску ошибок в посылках и умозаключениях, лежащих в основе суицидального импульса.