ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока литературного чтения на тему
«Золотые слова М.М. Зощенко» 3 класс
УМК: Школа России
Цель: ознакомление обучащихся с произведением М. М. Зощенко, «Золотые слова».
Задачи:
1. способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
2.познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;
3. содействовать воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка учебной задачи
- На экране вы видите два слова: Этика, этикет.
- Что общего у этих слов?
- Кто сможет дать объяснения эти словам?
- У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля.
- Давайте сверим наши предположения.
- Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?
- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми
- Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.
3. Решение учебной задачи
- М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.
-Откройте учебники стр.159
-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
-Какие слова могут считаться «золотыми»?
- У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться.
- Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?
Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.
4. Анализ произведения
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
- От чего имени ведётся рассказ?
- Почему дети любили ужинать со взрослыми?
- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
- Как наказал отец Миньку и Лёлю?
-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа.
- Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
2 остановка.
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
- Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
- Как изменилось поведение Лёли и Миньки?
- Почему это произошло?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
рассказа до конца.
- Почему папа назвал их поведение глупым?
- А сейчас послушайте о самом авторе!
Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.
Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.
5. Итог урока
- Какова же основная мысль произведения?
- Как «золотые» слова помогли автору стать счастливым человеком?
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните.
6. Рефлексия
- Оцените свою работу. У вас на столах лежат разноцветные квадраты. Поднимите квадрат, который соответствует вашему настроению после проведенного урока.
7. Домашнее задание
Самоанализ
Мною был проведен урок литературного чтения на тему «Золотые слова» М.М. Зощенко. Конспект урока составлен для учеников 3 класса по учебно-методическому комплекту «Школа России». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по литературному чтению для 3 класса.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: ознакомление обучающихся с рассказом «Золотые слова» М.М. Зощенко
Задачи:
1.познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;
2. способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
3. содействовать воспитанию культуры общения.
Первая задача была реализована на этапе решение учебной задачи. Учащиеся внимательно слушали биографию писателя. Биография была изложена в кратком объеме, чтобы учащиеся не переутомились, слушая мою речь.
Вторая и третья задачи были реализованы на этапе анализ произведения. Во время чтения я останавливала и задавала вопросы по тексту. Задача учащихся — правильно, четко ответить на вопросы.
Урок прошел хорошо. Цель была достигнута, все задачи реализованы. Все учащиеся были активны, работали с удовольствием, отвечали на поставленные вопросы.
Урок составлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся.