Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Общие положения об административном праве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Юриспруденция»

Форма обучения: заочная/очно-заочная

Практические занятия

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

_____Административное право____

По направлению 40.03.01____Юриспруденция_________

Группа ___Пм20Ю___

Студент Шаповалова Арина Ивановна Шаповалова

Оценка работы «___» ___________

Дата ________

Преподаватель Личная подпись И.О. Фамилия

МОСКВА 2021

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1 «Общие положения об административном праве» (выполняется после изучения тем № 1 – 4)

1. Что представляет собой управление обществом? Какое место занимает государственное управление в системе общественного (социального) управления?

Ответ:

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе.

В самом общем виде управление можно представить как совокупность мер, направленных на достижение конкретного результата (сохранение стада, структуры, племени, государства, какого-либо вида и т. д.). Понятие «управление» состоит из двух частей: управление и право правления – то есть деятельность через право, правление, через конкретные нормы поведения, признания, обычаи, традиции, чувства и инстинкты. Управлять – значит устанавливать, организовывать, конкретизировать, исправлять, воздействовать, решать, принимать и применять. Настоящие рассуждения, наверное, не всем придутся по вкусу, но это не вызывает отрицательных эмоций: сколько специалистов, столько и мнений, подходов и точек зрения. Главное, чтобы они подкреплялись результатами, а не одними лишь поучениями и наущениями. Подтверждением этому являются утихшие страсти относительно замены управления денежным (рыночным) регулированием, что позволило обеспечить бесконтрольность в целях перехвата властных полномочий и пользования на их основе материальными ресурсами. Управление является социальным, его конечная цель – создать условия для упорядочения соответствующих общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности. Признаками социальной предназначенности управления, с нашей точки зрения, следует считать:


потребность, необходимость регламентировать деятельность людей, общества; • упорядочение, нивелирование поведения участников такой деятельности; • соподчинение воли участников управленческих взаимоотношений;

властность урегулирования законами и подзаконными актами;

огосударствление общественных отношений, складывающихся в сфере управления. Данные признаки социальности управления в различной степени свидетельствуют о том, что социальное управление – это синоним государственного управления. В силу этого возникает необходимость разграничения понятий «управление» и «государственное управление». Управление – совокупность деяний (действие или бездействие), урегулированных законами и подзаконными актами, на основе которых реализуются властные полномочия одних субъектов управленческой деятельности в отношении других. Основным, стержневым показателем, признаком управления следует признать целенаправленное законопредписание, ограниченное должностными полномочиями управляющего субъекта, обязательное для неукоснительного исполнения подчиняющимся элементам управленческой системы. Государственное управление – это специальный вид государственной деятельности, урегулированный принципами и нормами административного права. Несмотря на то что разработчики Конституции Российской Федерации изъяли данное понятие, оно существует. Без государственного воздействия на соответствующие общественные отношения исчезнет само государство, превратившись в разрозненные, плохо управляемые составные части, постоянно стремящиеся доказать свое право на существование. Фактически эта тенденция не только проявляется, но и укрепляется, ширится во многих субъектах Российской Федерации.
2. Дайте определение предмета административного права. Какие основные отношения составляют предмет административного права?

Ответ:

Административное право представляет собой совокупность пра­вовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отно­шений» составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие обществен­ные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод

административного права отвечает на вопрос: как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующие воздействие.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому адми­нистративное право называют правом управления или управленчес­ким правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное; или «публичное», управление. Такое понимание сущности административного права было обще­принятым на протяжении десятилетий. Однако в современных усло­виях сущность административного права должна быть дополнена вто­рым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать обществен­ные отношения, возникающие между личностью и государством, меж­ду гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-право­выми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составля­ющих его частей.

Во-первых:

общественные отношения, возникаю­щие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления го­сударственного управления на всех его иерархических уровнях: от Пре­зидента РФ до администрации государственных предприятий, учреж­дений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собст­венно и созданы, а именно организации экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых:

это внутриорганизационные отношения, возникающие во всех государственных органах
, которые в основном одинаковы, по­хожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в ор­ганах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти от­ношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техничес­кое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административ­ного права.

В-третьих:

к предмету административного права относится функ­ционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федераль­ного характера. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности при­нимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов проку­ратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности). Ранее этот вид контроля имел различные назва­ния - Рабоче-крестьянская инспекция, Министерство государствен­ного контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссозда­ваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых,

предмет административного права охватывает деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в том, что, являясь органом правосудия, суд,судья тем не менее руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушения.

В-пятых,

общественные отношения, возникающие в, деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.
Например, исполнительным органом местного самоуправления переданы государственные полномочия в области пожарной безопасности, народным дружинам переданы неко­торые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами администра­тивного права.

3. Какой метод правового регулирования чаще всего используется в административном праве и почему?

Ответ:

4. Что такое административные дееспособность и деликтоспособность?

Ответ:

Административная дееспособность -это способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Административная деликтоспособность - это способность в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

5. Как возникают административные правоспособность и дееспособность у органов исполнительной власти и граждан?

Ответ:

Административная правоспособность граждан-это признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью

Административная дееспособность граждан-это способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме административная дееспособность возникает, как правило, по достижению гражданином 18-летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступить при достижении им частичной трудовой право дееспособности, возникающей до достижения 16-летнего возраста, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет, определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которого не уточняется и не ограничивается.