Файл: I. Вопросы для самоконтроля Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличии и отношении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3789

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_____________________________________________________



Группа ______
Студент
И.О. Фамилия


МОСКВА 20___

Практическое занятие № 1

по темам 1-4 «Этнопсихология как наука и ее роль в познании межнациональных отличий и отношений»
I. Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличий и отношений?

Этнопсихология – это наука, которая изучает психологические особенности людей в зависимости от их этнической принадлежности, традиций, культуры, истории и других факторов.

Роль этнопсихологии в познании межнациональных отличий и отношений заключается в том, что она помогает понять, почему люди из разных культур и национальностей проявляют различное поведение и отношение к окружающей действительности.

Этнопсихология изучает, как культура и история влияют на формирование ментальности людей, а также как ментальность соотносится с убеждениями, психологическими процессами и коммуникационным поведением людей из разных культур.

Изучение этнопсихологии помогает создать более глубокое и точное представление о межнациональных различиях и особенностях, что может помочь снять многие недоразумения и проблемы, возникающие из-за непонимания между людьми из разных культур. Этнопсихология также может использоваться в области межкультурной психотерапии, воспитания и образования, чтобы улучшить взаимопонимание между людьми разных этнических групп.
2. Что включает в себя понятие «этнос» в различных подходах?


Понятие «этнос» используется в различных научных и социальных теориях, и его содержание может отличаться в зависимости от подхода. Однако, обычно «этнос» понимается как социокультурная общность, объединенная определенными признаками и характеристиками, такими как язык, расовая, религиозная, и историческая принадлежность.

В этнографической традиции этнос определяется посредством культурных особенностей и традиций, таких как обычаи, речь, религия и другие культурные элементы, которые определяют ту или иную группу людей как единую общность.

В социологической традиции в основе определения этноса лежит социальная конструкция группы на основе расы, языка и дружественных связей. В рамках этого подхода этнос рассматривается как форма коллективного самоопределения и идентификации, обладающая собственными обычаями, нормами, убеждениями, традициями и другими ментальными и материальными составляющими.

В этнолингвистической традиции роль играет язык, который является не только средством общения, но и средством передачи и сохранения этнической культуры и идентичности.

Таким образом, понятие «этнос» в различных подходах включает в себя различные признаки и характеристики, но объединяет его то, что оно представляет собой социокультурную общность, которая имеет собственные подходы к жизни, взаимодействию друг с другом и получению удовлетворения своих потребностей.
3. Какие задачи решает этнопсихология?

Этнопсихология – это область психологии, изучающая взаимодействие культурных и этнических факторов с психологическими процессами и поведением людей. Ее задачи могут быть следующими:

1. Изучение особенностей мышления, познавательных процессов и психологического развития в разных культурах и этнических группах.

2. Анализ влияния культурных и этнических факторов на формирование исторической памяти, личностной и социальной идентичности.

3. Изучение роли культурных стереотипов, предрассудков и дискриминации в поведении и мышлении людей разных этнических групп.

4. Исследование межэтнических взаимодействий и конфликтов, а также разработка методов и технологий для их решения.

5. Разработка психологических методик, учитывающих этнические и культурные различия, для применения в психотерапии, консультировании и психологическом тренинге.



6. Оценка влияния миграционных процессов на психологическое состояние и приспособление к новой среде жизнедеятельности.

7. Изучение культурных и этнических различий в социальной поддержке и взаимопомощи.

Таким образом, этнопсихология охватывает широкий спектр тем и проблем, связанных с психологической адаптацией, межэтническими отношениями, миграцией, культурным разнообразием и уникальностью каждого индивида.
4. Дайте характеристику основным этапам становления этнопсихологии как науки. В чем заслуга мыслителей̆ разных времен?

Этнопсихология как научная дисциплина имеет довольно долгую историю своего становления. Основными этапами в ее становлении являются:

1. Предистория (до XIX века) – на этом этапе исследователи собирали данные о психологических особенностях различных народов мира, но не формулировали общих положений.

2. Формирование этнопсихологии как науки (XIX век) – в этот период исследователи начали создавать первые гипотезы и концепции в области этнопсихологии. Основоположником этнопсихологии как науки считается Ю. Гербарт.

3. Развитие этнопсихологии (XX век) – на этом этапе эта наука продолжила развиваться в рамках новых школ и направлений, например, культурно-исторического подхода, этнографической психологии и других.

4. Современность (XXI век) – эта наука продолжает развиваться и включает в себя многообразие подходов, методов и знаний, которые помогают лучше понимать взаимодействие культурных и этнических факторов с психическими и поведенческими процессами человека.

Основными мыслителями, которые сделали важный вклад в развитие этнопсихологии можно назвать культурно-историческую концепцию Л. Виготского и его учеников, этнографическую психологию Б. Малышева, В. Мясищева, социокультурную психологию Л. Э. Выготского, Дж. Брандт и других психологов. Их теории и исследования помогли развить понимание о том, что культурные и этнические различия играют важную роль в формировании личности и психологических особенностей людей.
5. Каковы основные идеи отечественной̆ этнопсихологии?

Основные идеи отечественной этнопсихологии включают следующие:

1. Культурно-исторический подход к изучению психики. Отечественная этнопсихология считает, что психика человека является результатом его социально-культурной истории. Поэтому, чтобы понять особенности психики разных этнических групп, необходимо изучать их культурную историю и традиции.


2. Понимание этнической идентичности и самоопределения. Отечественная этнопсихология уделяет особое внимание изучению процессов формирования этнической идентичности и самоопределения человека. Эти процессы включают в себя усвоение культурных ценностей, языка и обычаев своей этнической группы, а также процесс осознания и признания этной принадлежности.

3. Изучение межэтнических отношений и конфликтов. Отечественная этнопсихология активно изучает межэтнические отношения и конфликты, включая причины их возникновения, формы и методы их разрешения.

4. Анализ культурных шоков и культурного воздействия. Отечественная этнопсихология исследует процессы культурных контактов и воздействия, а также анализирует возможные негативные последствия таких контактов, такие как культурные шоки.

5. Развитие кросс-культурной компетенции. Отечественная этнопсихология признает важность развития кросс-культурной компетенции, которая включает в себя понимание и уважение культурных различий, способность эффективно взаимодействовать с представителями других культур и адаптироваться к различным межкультурным ситуациям.
6. Раскройте период становления отечественной̆ этнопсихологии как самостоятельной науки, ее приостановки и возрождения.

Период становления отечественной этнопсихологии как самостоятельной науки начался в 1920-е годы в связи с работами Д. Б. Жалдызбаева, П. Б. Яковлева, В. М. Беккера, М. Г. Яропольской и других ученых. Они занимались изучением психологических истоков культуры народов СССР, а также проблемами межэтнических отношений.

В 1930-е годы, в связи с идеологическими противоречиями и политическим репрессиями, развитие этнопсихологии было сильно заторможено. Многие ученые были запрещены и подверглись преследованиям.

Возрождение этнопсихологии началось в 1960-е годы после публикации трудов В. Ф. Петрова, В. Т. Попова, Л. С. Выготской и других ученых. Они занимались изучением влияния культурных и этнических факторов на психику человека.

Сейчас отечественная этнопсихология является многосторонней наукой, которая изучает взаимодействие культуры и психики человека, а также специфику психических процессов в различных этнических группах.
7. Раскройте характеристику национально-психологических особенностей.

Национально-психологические особенности отражают специфику психики и поведения людей, присущую определенной национальной культуре. Они формируются под воздействием исторических, социальных, экономических, географических и других факторов и
выражаются в определенных стереотипах мышления, поведения, коммуникации и отношениях к окружающей действительности и другим людям. Национально-психологические особенности могут как формироваться и поддерживаться определенной культурой, так и изменяться в процессе взаимодействия с другими культурами и при влиянии других факторов.

Основными характеристиками национально-психологических особенностей являются:

1. Стереотипы мышления – это представления, образы и схемы, которыми люди пользуются при решении задач и восприятии окружающего мира. Национальные стереотипы мышления могут отличаться в зависимости от культуры и уровня развития общества.

2. Эмоциональные проявления – это специфика проявления эмоций и их значимость в психологии некоторых народов. Например, итальянцы или испанцы считают, что эмоции должны быть ярко выражены и видны окружающим, что является частью национальной культуры.

3. Стереотипы поведения – это типичные для национальной культуры способы поведения людей. Например, в России считается нормой, что мужчина должен быть более активным и принимать решения в семье, тогда как в Японии наоборот, это работа женщин.

4. Коммуникативные стратегии – это привычки, привычки и поведение людей при общении. Например, азиатские культуры могут проявлять большую склонность к тишине и сдержанности, в то время как в США люди более открыты в общении.

5. Отношение к авторитету – это соотношение между уважением к авторитету и личной свободой решений. Например, в культуре Восточной Азии авторитетное решение может быть принято без возражений, тогда как в западных странах будут оцениваться альтернативные точки зрения и личная свобода решений.

Все эти черты характеристики национально-психологических особенностей народов могут влиять на разнообразные аспекты жизни, такие как религия, политика, быт, работа и т. д. Они могут приводить как к национальным особенностям, так и к мисконфликтам и проблемам во взаимодействии, особенно при пересечении культурных границ.
8. Назовите отличительные характеристики кросс-культурной̆ и этнической психологии.

Кросс-культурная психология занимается сравнением и изучением культурных различий в поведении, мышлении и других психических процессах, а также их влияния на каждого человека. Этническая психология, в свою очередь, изучает психические особенности людей, принадлежащих к одной этнической группе и находящихся в обществе с другими группами. Отличительные характеристики: