Файл: I. Вопросы для самоконтроля Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличии и отношении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3791

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Объект изучения: в кросс-культурной психологии – культурные различия, в этнической – психические особенности людей, принадлежащих к одной этнической группе.

2. Методы исследования: в кросс-культурной психологии используются сравнительные методы, интервью, наблюдение, анализ культурных продуктов. В этнической психологии применяются анкетирование, интервью, наблюдение, иногда клинические методы.

3. Задачи: кросс-культурная психология помогает понимать, как культурные различия влияют на поведение и мышление людей, на их взаимодействие с окружающим миром. Этническая психология изучает психические особенности конкретной этнической группы и способы их разрешения.

4. Области применения: кросс-культурная психология применяется в бизнесе, межкультурной коммуникации, миграции, туризме. Этническая психология используется в работе с мигрантами, семейными консультациях, межэтническом примирении.
9. В чем заключается национальное самосознание?

Как и у всех остальных наций, национальное самосознание является совокупностью общих взглядов, убеждений, традиций, культуры, истории и особенностей народа. Оно включает в себя понимание своей истории, языка, религии, культуры и образа жизни, а также осознание своей национальной идентичности и принадлежности к определенному народу.

Национальное самосознание может проявляться как положительными, так и отрицательными чертами. В положительном смысле оно позволяет сохранять и уважать свои традиции, сохранять национальную культуру и язык, а также бережно относиться к истории своей страны. В отрицательном же смысле национальное самосознание может выражаться в форме национальной гордыни, ксенофобии, расизма и других проявлений нетерпимости к другим народам и культурам.

Национальное самосознание является важным элементом формирования национальной идентичности и играет ключевую роль в развитии и сохранении культурного, исторического и языкового наследия народа.


II. Подготовьте письменный̆ доклад:
Предмет, методологическое значение этнопсихологии
Этнопсихология – это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.


Предметом этнопсихологии является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Этнопсихология, по мнению В. П. Зинченко, это наука, изучающая психологические особенности народов и их культуры, процессы формирования индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения личности.

Г.М. Андреева утверждает, что этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида.

Своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а в дифференцированном их сочетании, воплощенном в исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации.

Задачи этнопсихологии:

1. Теоретико-методологические. Разработка в соответствии с требованиями обшей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками и создание социально-психологической методики исследования проблем национально-психологических особенностей людей.

2. Аналитические. Исследование национально-дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений, выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания, исследование специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этническихобщностей, выявление отличительных национально-психологических черт и т.д.

3. Прогностические. Выработка научно-обоснованных предположений о возможной динамике влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений, обоснование основных направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах работы с ними, прогнозирование развития различных социальных процессов.



4. Практические. Разработка и внедрение рекомендаций с учетом этнической психологии, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности и решения практических задач, вытекающих из нее.

Этнопсихология разделяется на такие разделы как:

1. Общая этнопсихология;

2. Психологическая этнопсихология;

3. Прикладная этнопсихология;

4. Психология межэтнических отношений;

5. Специальная этнопсихология;

6. Сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология.

Методология этнической психологии – это наиболее общие представления об идейных  позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. Только познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.

Общими методами исследования этнопсихологических явлений являются:

1. Наблюдение;

2. Эксперимент;

3. Беседа;

4. Тестирование;

5. Опрос;

6. Анализ результатов деятельности;

7. Контент-анализ;

8. Социометрия;

9. Обобщение независимых ;

10 Биографический метод.

Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.

Подводя итоги, можно сказать, что психологию  представителей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень часто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психологических, а не каких-то других закономерностей.

Этническая  психология – это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.


Широкие возможности в исследовательской  деятельности этнопсихологов у нас  в стране предоставляет изучение национально-психологических особенностей разнообразных этнических общностей нашего государства, одного из самых полиэтнических в мире. Народы его существенно различаются по своей численности, экономике, культуре, традициям и психологии.

Долг  всех ученых сегодня, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности представителей всех наций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способствовать решению многих национальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разрой этнической принадлежности.

Решение ряда задач этнической психологии может  осуществляться в сотрудничестве с  другими наукам, с которыми она  тесно связана, так как имеет  сходный объект – явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.



III. Практические задания:

1. Составьте таблицу с классификацией основных подходов в исследовании этнической общности и их характеристикой.



Подход

Характеристика

1

Примордиалистский подход

Объясняет этнические группы как реально существующие группы людей, которые, прежде всего, характеризуются биологическим самовоспроизводством; разделяют базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм; образуют единые поля коммуникации и взаимодействия; характеризуются членством, обеспечивающим идентификацию для людей, входящих в состав группы, и признание их другими группами.

2

Конструктивистский подход

Указывает на то, что этнос не является реальностью, существующей объективно, а конструируется людьми. Данный подход представлен в работах Дж. Мида, Е. Гоффмана, Ф. Барта, P. Дженкинса и др. При этом, в зависимости от того, кто конструирует представления об этносе, с какой целью, содержательное наполнение понятия этничности и ее границ может существенно отличаться. Конструктивисты, чаще всего, подчеркивают значение субъективных элементов (коллективного сознания, коллективной исторической памяти, мифа о едином происхождении, комплекса сходных психологических черт как национального характера).

3

Инструменталистский подход

Разрабатывается в рамках политологических исследований межэтнических отношений, которого придерживаются Д. Белл, А. Коэн, Дж. Окамура, М. Фишер, К. Янг и др., понимая этничность как идеологию, созданную элитой общества для мобилизации масс и достижения собственных интересов в борьбе за власть. В. А. Тишков, анализируя данный подход, рассматривает этничности как средство, инструмент реализации коллективного стремления «к материальному преимуществу на социо-политической арене».

С. Московичи, в свою очередь, утверждает, что этничность выражается в социальной и политической солидарности членов общества.


2. Прочитайте работу Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию» https://klex.ru/cva и напишите тезисы (по тексту одного или нескольких разделов на выбор студента).