Файл: I. Вопросы для самоконтроля Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличии и отношении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3792
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) ведут себя как непроницаемые, невозмутимые люди.
18. В моей культуре людям свойственно:
а) неохотно принимать покровительство вышестоящих;
б) искать протекцию и покровительство;
в) беречь репутацию других людей, поддерживать их достоинство. 3 человека
19. В моей культуре выполнение ответственных заданий руководитель предприятия или фирмы:
а) поручает компетентным коллегам; 3 человека
б) поручает родственникам;
в) поручает своим надежным людям.
20. Заканчивая переговоры, официальные либо неофициальные встречи, люди моей культуры предпочитают:
а) завершать цепь своих действий; 3 человека
б) завершать межличностное взаимодействие с партнером;
в) реагировать на действия и слова партнера.
21. При проведении переговоров, совещаний, собраний люди моей культуры:
а) любят твердо установленную повестку дня; 3 человека
б) связывают обсуждаемые проблемы с другими проблемами, часто не имеющими связь с первыми;
в) внимательны к происходящему, гибко изменяет проблематику совещания.
22. В разговоре с собеседниками люди моей культуры привыкли:
а) говорить коротко и четко, обсуждая конкретную тему; 3 человека
б) разговаривать часами, обсуждая множество тем;
в) умело обобщать сказанное партнером.
23. В моей культуре среди деловых людей принято:
а) делать записи на память;
б) пометки на память делать редко и не систематически;
в) записывать самое существенное. 3 человека
24. В моей культуре люди, совершив ошибку:
а) предпочитают не признавать ее официально, чтобы не потерять свое достоинство и уважение окружающих (не любят «терять лицо»);
б) всегда готовы извиниться, признав свою вину;
в) не могут допустить утраты своего достоинства и уважения окружающих. 3 человека
25. Люди моей культуры, встречаясь с деловыми партнерами:
а) уважают официальность, строгое соблюдение процедуры встречи; 3 человека
б) выискивают ключевую фигуру, человека, принимающего окончательные решения;
в) предпочитают в высшей степени честно вести свои дела.
26. В процессе спора люди моей культуры предпочитают:
а) опираться на логику, факты;
б) эмоционально реагировать, опираться на чувства;
в) избегать конфронтации, конфликтов. 3 человека
27. В общении с другими люди моей культуры чаще используют:
а) сдержанную жестикуляцию и мимику;
б) несдерживаемую жестикуляцию и мимику;
в) едва уловимую жестикуляцию и мимику.
3 человека
28. В разговоре с собеседником люди моей культуры:
а) редко перебивают собеседника;
б) часто перебивают собеседника;
в) никогда не перебивают собеседника. 3 человека
29. Люди моей культуры:
а) разграничивают социальные и профессиональные роли; 3 человека
б) смешивают социальные и профессиональные роли;
в) соединяют социальные и профессиональные роли.
30. Решая какую-либо задачу, люди моей культуры:
а) никогда не отвлекаются на решение других задач, не разрешив первую; 3 человека
б) отвлекаются на решение других задач, часто не доводя первую задачу до конца;
в) гибко реагируют на изменение ситуации при решении конкретных задач.
По итогам теста, мы видим, что большинство выбрали ответ А. А – моноактивная культура в деловом общении. Моноактивные культуры, к которым принадлежат шведы, швейцарцы, датчане, англичане, канадцы, австралийцы, норвежцы и немцы, делают в данный промежуток времени, полностью сосредоточившись, только одно дело, выполняют задание по заранее составленному графику. Люди, принадлежащие к моноактивным культурам, полагают, что при такой организации труда они смогут действовать эффективно и сделать больше.
2. Разработайте программу тренинга (на выбор студента):
Программа «Тренинг разрешения конфликтов»
В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, конфликтности. Эти тенденции проявляются остро в подростковом возрасте. Это как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Они часто конфликтуют с окружающими не потому, что им так хочется, а потому, что они не могут управлять своими эмоциями. Учитывая особенности юношеского возраста, можно предположить, что молодые люди могут начать отстаивать свою позицию в спорной ситуации, хотя в разрешении конфликта важно прийти к взаимному согласию, учитывая мнения обеих сторон.
В результате данного занятия, обучающиеся должны научиться позитивно налаживать отношения с окружающими, а в случае возникновения конфликта находить его конструктивное разрешение.
Время проведения: 45 мин
Участники: учащиеся начальной школы
Основная цель тренинга: обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.
Цель занятия:
- познакомить студентов с понятием «конфликт»;
- дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
- углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля
, характерного для поведения в конфликте.
Необходимые материалы:
Листочки и фрукты различных деревьев, вырезанные из цветной бумаги для начала урока и подведения его итогов.
Два нарисованных дерева (первоначальных и полученных знаний).
Бумага для упражнения «Снежинки» и «Рисунок вдвоем».
Бланк теста «Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?».
Таблицы для выполнения упражнения «Алфавит эмоций».
Ход занятия
Ведущий: здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.
1. Что такое конфликт.
Что такое конфликт? (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т. д.).
Свои ответы запишите на разноцветных листочках (кленовые, дубовые, березовые), которые лежат у вас на столах.
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Определение конфликта запишите в своих тетрадях, а я в это время ваши листочки прикреплю к дереву первоначальных знаний.
2. Упражнение «Ассоциации».
Если конфликт — это одежда, то какая? Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы еще убедимся в этом при выполнении
-
Упражнения «Снежинки»:
Молча, возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите еще раз пополам.
Еще раз оторвите правый верхний угол.
Еще раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите свое «произведение искусства» друзьям.
Рефлексия.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.
4. Теперь проанализируем несколько ситуаций.
Ситуация для юношей:
Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?
Ситуация для девушек:
До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; просто знакомая?
И повседневная ситуация для всех:
Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по сравнению с ним, делать нечего?
Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.
5. Упражнение «Рисунок вдвоем». Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще. Отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
6. Возможные причины конфликтов (беседа):
Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?
Бывают ли у вас конфликты с родителями?
В чем их суть?
Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?
Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликты, но всегда ли это удается, мы проверим с помощью Теста «Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?».
Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?
1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?
А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то да.