Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 5445
Скачиваний: 6
В период ранних буржуазных революций в Европе в форме политических клубов появляются прототипы современных политических партий. Исторически возникновение политических партий приходится на конец XVII — начало XVIII в.в., когда начали формироваться политические системы ранних буржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие процесс возникновения и развития политических систем и политических партий война за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии и другие политические события в Европе показывают, что рождение политических партии отражало раннюю стадию борьбы сторонников развития различных направлений становящейся буржуазной государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов и т.п. Тогда политические партии — это преимущественно организации, объединения буржуазии для борьбы с феодализмом: партии-клубы конституционалистов, жирондистов, якобинцев во времена Французской революции конца XVIII века.
Третьим историческим этапом формирования политических партий стали общественно-политические движения в странах Западной Европы и в США в XIXв., а также философские общества, религиозные движения и группы, профессиональные союзы. Так, например. Фабианское общество явилось истоком формирования в будущем лейбористской партии в Великобритании, а аболиционистское движение в США способствовало появлению Республиканской партии в этой стране. Во второй половине XIX в результате введения всеобщего избирательного права в странах Западной Европы, а также пробуждения национального самосознания народов колониально зависимых стран политические партии начали возникать во все большем количестве.
Таким образом суть понятия “политическая партия” можно определить следующим образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного государства, которая: 1) создается с целью борьбы за завоевание политической государственной власти и участия в ее реализации для претворения в жизнь своей идейно-политической доктрины; 2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ иного государства; 3) имеет определенный правовой статус в рамках национального законодательства того или иного государства; 4) в своей деятельности опирается на определенные социальные группы или классы, основные интересы которых она отстаивает и выражает. Происхождение партий.
Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.
В современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только английские партии. Первоначально они сформировались в качестве аристократических группировок "тори" и "вигов". Политические клубы появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной структурой.
После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться массовые партии. В других странах Европы образование массовых партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности.
В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.
Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.
Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.
Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).
10) есть в книге цели и задачи политических партий
11)
Функции партий.
1.
Выявление и формирование, обоснование
интересов больших обще-ственных групп,
представителем является партия.
2.
Активизирует и интегрирует большие
группы людей.
3.
Разрабатывают идеологии партийных
доктрин.
4.
Участие в образовании политических
систем, их принципов, со-ставных
элементов.
5.
Участие в борьбе за власть в государстве,
создание программы их деятельности.
6.
Участие в осуществлении государственной
власти.
7.
Формирование общественного мнения в
свою защиту.
8.
Политичекое образование общества.
9.
Подготовка кадров, женских и молодежных
организаций.
12) Современные типологии партий основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в. французским исследователем М. Дюверже. Он предложил подразделить партии на два основных типа - "кадровые" и "массовые".
"Кадровые" и "массовые" партии, по типологии М. Дюверже, различаются по количеству членов, организационной структуре, основным направлениям деятельности и типу связей, соединяющих граждан с партией.
"Кадровые" партии представляют собой партии "нотаблей" то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов. По существу, это партия активистов или функционеров с малым числом рядовых членов партии, аморфной организационной структурой. У кадровых партий есть свои источники финансирования и политические элиты. Руководящая роль, как правило, принадлежит парламентариям. Эти партии децентрализованы. В качестве примера можно привести европейские либеральные и консервативные партии, Республиканскую и Демократическую партии в США.
"Массовые" партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. В свою очередь, массовые партии подразделяются (Ж. Блондель) на три вида:
-
представительные партии западного типа:
-
коммунистические,
-
популистские.
Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это было обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе. Наблюдается в последнее время определенная трансформация и традиционных партий вуниверсальные.
Кроме этой типологии встречаются и другие. В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п. Партии различаются и по отношению к общественному строю:
-
консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;
-
реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого;
-
реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ;
-
революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.
13-14) Под партийной системой обычно понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.
Более сложную классификацию разработали Ла Паломбара и Вайнер, предложив выделить два главных типа партийных систем: конкурентные и неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.
Конкурентные партийные системы в зависимости от степени конкуренции подразделяются на многопартийные, двухпартийные, многопартийные с одной господствующей партией,
Возникновение многопартийных систем обусловлено многими факторами: а) сильная социальная дифференциация общества, б) наличие идеологических и религиозных различий, в) специфика исторического развития общества, г) национальные и этнические различия, д) институционные различия (система выборов).
Положительной стороной многопартийной системы можно считать многокрасочность политического спектра, более широкие возможности для избирателей выбора политических направлений. Однако многопартийные системы обладают и рядом недостатков плохо выполняются функции агрегирования интересов, отсутствует стабильность большинства в парламенте, что ведет к нестабильности правительства.
Двухпартийные системы характеризуются чередованием у власти двух основных партий и отсутствием коалиций. Наиболее классический вариант бипартизмавстречается в англосаксонских странах - Великобритании, Австралии, США. Многие политологи считают, что двухпартийная система более эффективна, чем многопартийная. Прежде всего, в условиях бипартизма упрощается процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Избиратели непосредственно выбирают политические цели и руководителей. Победившая партия более адекватно отражает интересы большинства. Отсутствие коалиций обеспечивает большую стабильность, безкризисность правительства.
Многопартийная система с господствующей партией. Сам термин в 1961 г. предложил М. Дюверже. Господствующая партия контролирует, как правило, голоса более 35% избирателей. Находясь, долгое время у власти, такая партия отождествляет себя
со страной в целом. Определенное преимущество такой партийной системы заключается в стабильности правительства. Главный недостаток - опасность застоя, косности, так как долгое господство одной партии может привести к вытеснению парламентской игры, публичной политики тайной закулисной борьбой, скрытой от избирателей.
Неконкурентные партийные системы характеризуются подавлением всех политических объединений, кроме одного. Выделяют три вида:
-
коммунистические;
-
фашистские;
-
развивающиеся системы.
15) На нынешнем этапе исторического развития республики ключевым звеном политического процесса является формирование зрелой и развитой партийной системы, что предполагает высокий уровень развития самих партий. В этом отношении в партийном строительстве происходят позитивные сдвиги. Четко прослеживается одна важная тенденция: минимизация партийной системы и формирование крупных партий, рельефно выражающих интересы основных социальных групп.
Большим шагом на этом пути является, безусловно, объединение пропрезидентских партий — «Отана», «Асара», а теперь и Гражданской партии. Следует, по всей вероятности, ожидать следующих шагов в этом направлении: дальнейшее объединение пропрезидентских партий и формирование соглашений, блоков и коалиций оппозиционных политических структур. Такой сценарий означал бы движение к зрелой партийной системе и способствовал бы развитию общества по пути демократии и модернизации.
Однако не все разделяют эту основанную на признании плюрализма точку зрения и считают оптимальной иную конфигурацию политического поля. В оживленных дискуссиях о перспективах партийной системы высказываются самые различные суждения, вплоть до экзотических, полностью оторванных от реальности. Среди многочисленных мнений — идея возврата к однопартийной системе.
Как подчеркнул на VII съезде Гражданской партии Президент страны Нурсултан Назарбаев: «Есть «горячие головы», которые твердят, что в Казахстане должна быть однопартийная система». При этом ее сторонники, на словах признавая и поддерживая эту идею, на деле фактически толкуют ее неадекватность в духе партийно-политического монополизма. Другие настаивают на том, что в республике должна непременно сформироваться система доминирования одной партии, то есть предлагают осуществлять партийное строительство по заранее разработанной схеме. Такой подход не учитывает, однако, что политический процесс и конфигурация политического поля не искусственно созданные априорные конструкции. «Партийное строительство, — подчеркнул Глава государства, — это процесс, у которого есть своя логика, свое прошлое, а также будущее, в котором невозможно предусмотреть все детали, как в лабораторных опытах». Еще в выступлении на IX съезде партии «Отан» Президент РК отметил, что логика развития партийной системы предполагает отбор наиболее сильных и дееспособных, что сильные и крупные партии способны дать толчок развитию страны. Значение объединительного процесса в том и состоит, что он позволит ускорить формирование именно таких партий.
Крупные политические объединения, конструктивно сотрудничающие между собой, существуют в странах развитой демократии. Они являются ведущими и располагаются, как правило, в центре политического спектра. Их может быть две или три, как, к примеру, в США, Англии или Германии. Одна из них может быть доминирующей, как, например, в Японии или Швеции. Важно, чтобы система обеспечивала функционирование демократии, ее развитие и адаптацию к меняющимся условиям. Говоря словами Президента, «стране нужна партийная система, которая соответствует демократическим стандартам и нормам». Так что вопрос о возможной конфигурации партийного поля в стране, на наш взгляд, остается открытым. Должна сложиться устойчивая партийная система, ключевая роль в которой будет принадлежать нескольким сильным, конкурентоспособным партиям. Она необходима для реализации стратегии системной модернизации общества и вхождения в число 50 конкурентоспособных стран мира.
Думается, идея создания системы с доминированием одной партии не имеет достаточных оснований.
Необходимы прежде всего поиск и определение круга базовых ценностей, с которыми согласны все, и формулы единства, учитывающей достаточно пестрое многообразие социальных интересов и ориентаций.
В стране идет сложный процесс построения общества, кристаллизации социальных интересов. Выразить это реальное многообразие субъектов, групп, интересов способна лишь плюралистическая многопартийная система. В Казахстане, отмечает Глава государства, должна сложиться устойчивая демократическая многопартийная политическая система, которая бы представляла собой реально действующий инструмент политического участия масс в управлении государством, обеспечивала бы открытое и честное выражение точек зрения, а деятельность партий была бы гласной и прозрачной для общества.