Файл: Методики диагностики восприятия чего не хватает Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Гуманитарно-педагогический»
(наименование института полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
Практическое задание № 4
по учебному курсу «Творческое развитие младшего школьника»
Студент | Душина Е.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбдо-2002а | |
| | |
Преподаватель | Груздова И.В. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
1. «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Цель: диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов.
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
Инструкция:
"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;
0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
2. «ДИАГНОСТИКА ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ»
Цель: диагностика объема воприятия у детей младшего школьного возраста
На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:
10 слов (из 4-8 букв каждое);
10 трёхзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта
3. «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ»
Цель: диагностика особенностей восприятия младших школьников
Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.
Оценка результатов: Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием. Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия
4. ДИАГНОСТИКА Л. Ф. ТИХОМИРОВОЙ
Цель: диагностика точности и скорости восприятия младших школьников
Инструкция:
Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:
Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?
Сколько раз встречается знак «минус» (-)?
Сколько раз встречается знак деления (:)?
Сколько раз встречается знак «равно» (=)?
Сколько раз встречается знак умножения (x)?
Сколько раз встречается знак точка (.)?
/ | II | : | | + | / | - | I | = | = |
- | x | . | . | II | / | | + | | : |
+ | I | | + | - | II | - | = | I | I |
= | II | = | . | x | + | / | / | . | I |
x | I | I | - | : | x | x | II | = | / |
: | - | II | + | . | - | | | + | . |
= | : | / | + | - | II | I | / | . | - |
. | = | | . | - | x | | - | . | - |
II | : | + | I | + | + | x | . | + | II |
: | x | . | x | | = | I | / | I | : |
Математическое определение уровней:
Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:
0-21- низкий уровень,
22-42 - средний уровень,
42-62- хороший уровень.
5. «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель: оценить элементарные образные представления мл. школьника об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Описание: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
1. «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
Цель: диагностика концентрации внимания младшего школьника
Инструкция: «Перед вами 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить мысленно взором (не пальцем, не ручкой, а именно взором) траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставьте ее номер. Начинайте с первой линии, затем переходите ко второй, третьей и т. д. На выполнение задания дается только 7 минут. Если вы не успели, то оставшиеся линии засчитываются как ошибки. Начали!» Теперь проверьте список концов линий, отмеченный вами в правой колонке, с даваемым нами списком: 6, 3, 22, 23, 8, 21, 19, 16, 10, 20, 8, 11, 25, 1, 12, 4, 2, 5, 7, 18, 15, 24, 13, 14, 17. Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 4 и сколько баллов вы получили.
2. «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ»
Цель: диагностика уровня распределения внимания младшего школьника
Инструкция: Педагог предлагает испытуемым следующие задания:
а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания;
б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь".
Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитать ошибки: максимум — 12, минимум - 0. Принято считать, что: хорошее распределение внимания - от 0 до 4 ошибок; среднее - от 4 до 7; ниже среднего — от 7 до 10; плохое - от 10 до 13. Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, —, 7, 8, -, 10, 11, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, —, 22, —, 25, 26, -, 28, 29, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).
3. «ТЕСТ ПЬЕРОНА-РУЗЕРА»
Цель: диагностика концентрации и устойчивости внимания младшего школьника
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.