Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа Пг20Ю271
Студент
А.М. Гречкина
МОСКВА 2021
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию № 9
-
Основные методологические подходы к изучению конфликта.
В общем методологическом плане существует две модели исследования конфликта: Первая модель (структурная) делает акцент на анализе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также в установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение сторон и его формы. Вторая модель (процессуальная) анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения.
Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Согласно этому подходу действия системы и ее составных частей, направленные на достижение цели с применением определенных средств, рассматривается как осуществление функции системы и ее элементов.
5. Конфликт и консенсус в социальных институтах.
Консенсус и конфликт являются двумя стадиями процесса функционирования социума. Многие социологи подчеркивают неизбежность консенсуса и конфликтов внутри и между социальными союзами, будь то классы, институты, добровольные ассоциации. Конфликт и консенсус рассматриваются как альтернативы. Когда люди борются друг против друга, их поведение называют конфликтом. Когда есть согласие /соглашение/ во мнениях или ценностях» мы говорим, что ето консенсус. Демократический порядок включает баланс между силами конфликта и консенсуса. Авторитаризм, наоборот, характеризуется консенсусом, как правило, насильственным,
конфликты при авторитаризме не управляютоя, а подавляются или "отменяются". Конфликт и консенсус как социальные явления присущи различным уровням организации общества. В отечественной социологии обычно выделяют следующие уровни социальной организации и, следовательно, уровни социологического анализа Ї 1/ межличностный; 2/ групповой; 3/ институциональный; 4/ уровень мировой ситемы.
Конфликты на межличностном уровне встречаются наиболее часто, они непрерывно сопровождают человека на протяжении всей его жизни, как только он вступает в какое-либо взаимодействие с другими людьми. Наиболее распространенным видом межличностных конфликтов являются ролевые. Их примером могут служить внутрисемейные конфликты, например, взаимоотношения между тещей и зятем, конфликты в сфере профессиональной деятельности, например, между тренером и игроком в каком-либо виде спорта.
Конфликты на групповом уровне можно разделить на: а/ межгрупповые и б/ внутригруштовые. Примером первых является драка в общественном месте двух молодежных компаний, внутриг-рупповой конфликт может быть проиллюстрирован на примере борьбы за лидерство в компании. К конфликтам данного уровня относят и организационные, например, взаимоотношения начальника и подчиненного. Соответственно, и консенсус на данном уровне возможен в двух видах - внутригрупповой и межгрупповой.
Конфликты на уровне мировой системы воспроизводят межличностные, групповые и институциональные столкновения на глобальном уровне, как правило, такой конфликт затрагивает большие массы людей. Без консенсуса по базовым общечеловеческим ценностям невозможно решение таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, экологические проблемы и т.д.
Институциональный уровень организации является основным в нашем анализе. Поэтому остановимся на нем подробнее.
Особую роль в жизни человеческого общества играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях - все втиявления, ооставлякще реальный каждодневный смысл кашей дея - 19 тельности, приобрели институционализированный характер, то есть гарантированы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер.
В самом общем смысле социальными институтами являются специальные группы интерперсональных ожиданий и определений предназначенных для удовлетворения некоторых физических, психологических или социальных нужд человека. Благодаря чему, же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, четкость в исполнении функций? В отечественной литературе традиционно считается, что институционализация социальных связей достигается : 1. Особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана о социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного.
8. Способы анализа и разрешения конфликтов.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время
, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников