Файл: Технологии эффективного найма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Десять ролей управленца по Генри Минцбергу

На основе своей многолетней деятельности Генри Минцберг установил, что работа менеджера носит фрагментный характер, отличается многообразием, темпом, частыми остановками, быстрой сменяемости видов и форм деятельности, наличием множества контактов, большинство из которых являются устными. Значительное время менеджеры тратят на запланированные совещания и деловые беседы. Фрагментарность деятельности менеджеров, по мнению Минцберга, позволяет судить о наличии различных ролей, которые они вынуждены исполнять, осуществляя свою деятельность. Роль по его определению, представляет собой набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.

Очевидно, понятие «роль» по отношению к менеджерам Минцберг применил, увидев в их поведении аналогию действиям актеров, исполняющих роли в пьесах и заставляющих их вести себя определенным образом. Как и предназначенная в пьесе роль, должность руководителя определяет характер и стиль служебного поведения человека, назначенного на эту должность. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так, актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.

Минцберг выделил десять управленческих ролей (таблица 1.1), которые в зависимости от обстоятельств менеджер вынужден исполнять, осуществляя управление. Эти роли он подразделил на три группы: межличностные роли, информационные роли, и роли по принятию решений.

Таблица 1.1. Роли менеджера по Генри Минцбергу










Роли менеджера

Содержание деятельности менеджера




1. Главный руководитель

Символизирует своей личностью возглавляемую им фирму, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет привилегированное представительство.




2. Лидер

Руководство, инструктаж, мотивация и активизация, контроль и оценка деятельности подчиненных ему работников. Отвечает за все управленческие действия с участием подчиненных, формирует и реализует кадровую политику, осуществляет продвижение подчиненных по служебной лестнице, принимает решения по их расстановке и продвижению.




3. Посредник

Обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки, осуществляет урегулирование конфликтов.




4. Аналитик

Собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.




5. Информатор

Передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.




6. Представитель

Передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Основная функция -связи с общественностью.




7. Предприниматель

Отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.




8. Устраняющий нарушения.

Разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.




9. Распределитель ресурсов.

Отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.




10. Переговорщик

Отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.














Источник: составлено автором

В своей книге «Природа труда менеджера» Минцберг утверждает, что все роли менеджера взаимосвязаны. Они взаимодействуют друг с другом и обеспечивают тем самым некую целостность менеджерской деятельности. Можно заключить, что один и тот же момент времени менеджер может исполнять не одну роль, а несколько. Так, например, осуществляя межличностные взаимодействия, менеджер может быть и собирателем информации, и представителем и т.п. Именно посредством постоянного взаимодействия и перехода менеджера из одной роли в другую, или сочетания их одновременно, достигается максимальное выполнение его непосредственных функций, оперативное решение сформированных задач предприятия и постоянно возникающих в процессе его функционирования, что несомненно благоприятно отражается на работу предприятия в целом в условиях постоянно изменяющейся рыночной экономики.

Стили управления по Ицхаку Адизесу

Ицхак Адизес обогатил теорию и практику мирового менеджмента концепцией жизненных циклов организаций и «витаминным» подходом к типологии руководителей. Согласно его модели PAEI, для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности руководителю нужны четыре качества: P ? производителя результатов (producer), A ? администратора (administrator), Е ? предпринимателя (entrepreneur), I ? интегратора (integrator). А поскольку выполнять эти роли одновременно одному человеку нереально, то в топ-менеджменте компании должны быть руководители с преобладанием одного из четырех стилей и четким представлением об остальных.

В книге «Идеальный руководитель» Адизес высказывает мнение, что конечная цель процесса управления -- сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе -- не больше и не меньше. Если обеспечить результативность и эффективность в ближайшей и долгосрочной перспективе, этого достаточно для благополучия и успеха любой организационной структуры, будь то супружеский союз, правительство, многонациональная корпорация или кондитерская.

Эмоциональный интеллект руководителя по ДэниелуГоулману

Дэниел Гоулман, автор термина «эмоциональный интеллект», утверждает: самые опытные и талантливые руководители интуитивно чувствуют, что в зависимости от ситуации людьми управлять нужно по-разному. Они мастерски умеют это делать и потому добиваются замечательных результатов. Не всем даны такие способности, но можно научиться хотя бы отчасти действовать гибко. Игра стоит свеч, утверждает автор. Самые талантливые руководители обладают целым арсеналом стилей управления, каждый из которых используют в нужный момент. Освоить это мастерство нелегко, но приложить усилия стоит: многообразие стилей улучшает работу организации. Образно говоря, стиль -- что-то вроде клюшки в сумке игрока в гольф: профессионал интуитивно оценивает расстояние до лунки, быстро вынимает из сумки нужную клюшку и элегантно бьет по мячу. Примерно так же действуют и выдающиеся руководители. Эмоциональный интеллект -- совокупность качеств, определяющих способность человека управлять собой и своими отношениями с другими людьми -- складывается из четырех основных компонентов: самоанализа, самоконтроля, социального анализа и управления межличностными отношениями.



Что представляют собой упомянутые шесть стилей управления?

- Лидеры-диктаторы, действующие в принуждающем стиле, требуют от подчиненных беспрекословного повиновения.

- Авторитетные лидеры мобилизуют людей на достижение цели.

- Сторонники отеческого стиля выстраивают эмоциональные связи между сотрудниками, создают в коллективе атмосферу мира и согласия.

- Демократы вовлекают всех в работу и добиваются единства во взглядах.

- Лидеры, предпочитающие эталонный стиль, ждут от подчиненных отличной работы и целеустремленности.

- Лидеры-наставники готовят подопечных к будущим свершениям.

2. Характеристика и отличительные особенности

Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.

Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

- Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

- Работа руководителя в основном умственная;

- Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;

- Труд руководителей не подается количественному учету;

- Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;

- Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;

- Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.

Сама управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, многопланова, весьма разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Руководитель выступает в ролях организатора (лидера), специалиста (инноватора), администратора, воспитателя, общественного деятеля (дипломата), человека. Несмотря на различия в целевом назначении каждого вида деятельности, общим для них является то, что деятельность руководителя складывается обычно из отдельных этапов процесса управления:


- Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий.

- Организация деятельности как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений.

- Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение.

- Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним.

- Принятие решений.

- Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы.

- Совершенствование деятельности организации в целом.

Понимание особенностей управленческого труда заключается в понимании механизма мотивации работников, в наличии современных и уместных представлений о роли руководителя. Руководитель, который понимает особенности управленческого труда, должен как можно чаще задумываться над принципами управления, хорошо знать стили руководства, уметь создавать позитивную рабочую атмосферу, осознавать свой стиль руководства и менять его в зависимости от ситуации и т.д.

Особенно же следует выделить тот факт, что существуют различные требования для руководителей низшего, среднего и высшего звена управления. Общие требования к будущему руководителю определить несложно. Это должен быть сотрудник организации, имеющий высшее образование, опыт работы в должности, физически здоровый. Сложнее определить наиболее значимые качества, необходимые руководителю.

Таблица 1.2 Наиболее значимые качества руководителя













Концептуальные способности

Специальная квалификация

Умение работать с людьми




- понимание производственного процесса в целом;

- умение анализировать внутреннюю связь фактов;

- способность анализировать и оценивать поведение людей, эффективность структур и длительных взаимосвязей;

- умение мыслить в абстрактных категориях;

- умение моделировать будущее;

- способность к обобщению

Знания:

- эксплуатируемой техники;

- технической документации;

- применяемой технологии;

- новых технических разработок;

- технологии экономического планирования, учета и контроля;

- персонального компьютера;

- методов мотивации труда

Умения:

- четко выполнить технические условия, стандарты;

- видеть актуальные задачи;

- планировать производственный процесс;

- работать с литературой, справочниками;

- внедрить новое

- обучать работе;

- распределять работу;

- умение создать команду;

- умение поддерживать отношения с людьми;

- осуществлять взаимодействие с другими подразделениями;

- быть примером работоспособности в стрессовых ситуациях;

- разбираться в людях;

- убеждать людей;

- разрешать конфликтные ситуации;

- стоять за интересы коллективы;

- создать благоприятный психологический климат

















Источник: составлено автором

Все эти качества должны быть присущи руководителю любого ранга - от высшего до младшего. В работе менеджеров каждого ранга доминирует одна из групп качеств. Высокая специальная квалификация в большей мере требуется при осуществлении процесса на операциональном и профессиональном уровнях, на уровне мастера, но по мере того, как на руководителя возлагается все большая ответственность, связанная с управлением, значение технической квалификации уменьшается. Руководитель все больше начинает зависеть от профессионализма подчиненных. На первый план выходит умение работать с людьми - навыки эффективного взаимодействия руководителя с сотрудниками организации и другими людьми, умение создать команду.

Линейный руководитель, будучи формально назначенным, не может избежать неформальных отношений с подчиненными. Это происходит в силу того, что его коммуникации с подчиненными носят постоянный и чаще всего непосредственный (не опосредованный документами характер). Линейный руководитель больше общается с подчиненными напрямую, устно, нежели «через документ». В этом отличие его коммуникативной позиции от позиции высших руководителей, которые больше общаются с подчиненными через бумаги и иные информационные носители. Для полноценного исполнения обязанностей руководителю среднего звена необходимо обладать тремя группами качеств: специальными техническими, юридическими, человеческими и концептуальными. Руководителям высшего звена требуются концептуальные способности, знания функциональных сфер - маркетинг, реклама, PR, сбыт, финансы, HR; способности к достижению поставленных целей; наличие в мотивации элементов, способствующих успешной адаптации к корпоративной культуре компании, а также способности к обучению и возможному быстрому перепрофилированию; наличие системного мышления.

Руководителю среднего звена необходимо обладать рядом личностных качеств:

- развитым интеллектом, обширной информированностью, здравым смыслом и инициативностью;

- хорошо понимать специфику деятельности предприятия, его организационной культуры, обладать развитым чувством преданности своему подразделению и предприятию в целом;

- хорошо развитой речью, умением логично, правильно, образно и литературно излагать свои мысли, четко поставить задачу;