ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 566
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- обладать чувством нового, желанием его внедрить, видеть ростки нового в работе подчиненных, помочь им развиться и поддержать новаторские идеи;
- уметь концентрировать внимание на производственной задаче, а также увлечь людей своим примером;
- быть уверенным в себе, надежным, ответственным, уметь вселить уверенность в подчиненных;
- постоянно стремиться к занятости, иметь высокую трудоспособность и активность;
- быть способным к сопереживанию, к адекватному пониманию рядового члена коллектива и его проблем;
- заниматься формированием коллектива, подбором и оценкой персонала, проводить кадровые перестановки, уметь разбираться в людях, видеть, когда человек не способен и не желает работать, хочет работать, но пока не справляется с заданием, работает не просто хорошо, а новаторски. В каждом случае необходим свой особенный «ключ» к работнику, подобрать который также является задачей руководителя среднего звена;
- быть педагогом и чутким психологом;
- быть профессионально авторитетным, добиваться, чтобы подчиненные не сомневались в правильности и справедливости распоряжений, выполняли их с удовольствием. Подчиненные должны видеть, что руководитель - человек дела.
Эти требования будут преимущественно определять критерии диагностики качества работы руководителей. Эффективный руководитель среднего звена умеет сочетать внимание к работникам, используя их эмоциональный и духовный ресурс, и производственную задачу с необходимой концептуальностью мышления. Суть деятельности руководителя среднего звена - лидерская.
Для руководителей среднего звена управления в настоящее время в корпоративных компетенциях упор делается не на технические навыки и знания, касающиеся собственно специфической деятельности руководителя (маркетинг, финансы, логистика), а на социальные компетенции. Также глобальной тенденцией можно считать все больший вес, приобретаемый межличностными компетенциями, напрямую связанными с индивидуализированным управлением подчиненных. Сюда относятся такие компетенции, как умение мотивировать (во многих корпорациях именно эту компетенцию называют «лидерство»), знание сильных и слабых сторон персонала, развитие и обучение персонала.
Теперь остановимся на компетенциях руководителя высшего звена управления и топ - менеджеров. Сегодняшний руководитель - это, как правило, человек, имеющий два высших образования. Менеджеры с отечественными дипломами о бизнес - образовании знакомы с реалиями бизнеса в нашей стране, за это их ценят в российских компаниях, а топ-менеджер, получающий западное образование, несколько теряет связь с бизнесом. В абсолютном большинстве случаев топ-менеджер владеет английским языком; имеет за плечами ряд успешно завершенных проектов, обладает большим управленческим опытом; является лидером и харизматичной личностью. Немаловажное качество руководителя - стремление к отслеживанию последних тенденций в различных сферах как профессиональных, так и общих.
Многие линейные начальники и менеджеры среднего звена принимают решение о выходе на работу, ориентируясь не столько на компанию, сколько на личность того человека, под руководством которого им предстоит трудиться.
Тенденции на рынке управленческих кадров:
- повышение требований к профессионализму директоров. При этом знание управленческих технологий все чаще становится важнее знания отраслевой специфики, а потребность в менеджерах, способных управлять масштабным бизнесом, только возрастает;
- дефицит квалифицированных руководителей особенно сочетающих знание западных технологий и российской практики, что неизбежно подталкивает компании к более кропотливой работе с собственным кадровым резервом;
- все больше компаний предлагают руководителям "белую" заработную плату и прозрачную, привязанную к результату, систему начисления бонусов.
Наиболее востребованными на рынке труда являются руководители, обладающие следующими навыками:
- коммуникативными;
- взаимодействия и работы в команде;
- управления людьми;
- принятия решений, эффективного использования информации.
Кроме этого, им нужно обладать высокими морально-этическими качествами, мотивацией на достижение. Перечисленные компетенции, как правило, должны быть развиты на высоком уровне, причем независимо от сферы деятельности руководителя. К обязательным личностным качествам менеджеров высшего звена добавляются следующее:
- хорошая способность к управлению изменениями;
- развитое стратегическое мышление.
Управленцев, обладающих всеми перечисленными личностными компетенциями высокого уровня, немного, и именно они наиболее востребованы на рынке в настоящее время.
Таким образом повышение требований к профессиональным и личностным компетенциям руководителей, обусловленное развитием российского бизнеса, приводит к ситуации, когда, с одной стороны, ощущается острый кадровый дефицит, а с другой - переизбыток управленцев, не соответствующих требованиям.