Файл: Курсовая работа по дисциплине Общая экономическая теория.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ
ВО «КубГУ»)
Факультет экономический
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Общая экономическая теория»
Формы и методы государственного регулирования экономики
Работу выполнил ______________________________________ У. В. Егорова
(подпись, дата)
Направление подготовки 38.05.01 – Экономика курс 1
Направленность (профиль) Экономическая безопасность
Научный руководитель канд. экон. наук, доцент
_______________________________И. В. Богдашев
(подпись, дата)
Нормоконтролер канд. экон. наук, доцент ________________________________И. В. Богдашев
(подпись, дата)

2
Краснодар 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………….3 1.Сущность государственного регулирования экономики……………7 1.1 Необходимость государственного регулирования экономики и ее сущность………………………………………………………………………….7 1.2 Объекты и цели государственного регулирования экономики……12 1.3
Функции, методы и формы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...14 2.Анализ государственного регулирования экономики………………..22 2.1 Обоснование необходимости вмешательства государства в регулирование экономики………………………………………………………22 2.2 Предложения мер эффективного сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики…………………….25 2.3 Важнейшие направления регулирования экономики в Российской
Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамику производительных сил и сбалансированный внутренний рынок, подразумевает существование системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким считается государство. В условиях рыночных отношений смысл имеет поддержание на необходимом уровне степень государственного вмешательства в экономику,

3 достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех секторах и сферах народного хозяйства.
В процессе формирования многоукладной экономической модели рынка государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, содействует устойчивой работе предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей, материальных благ.
Товаров и услуг
Проблемы вмешательства государства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Наиболее большой смысл они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.
Цель данного исследования рассмотреть необходимость государственного регулирования экономики и перспективы данного вмешательства, определить меры для повышения эффективности государственного регулирования экономики Российской
Федерации.
Для исследования ставим перед собой следующие задачи:
-определить необходимость государственного регулирования экономики, его объекты и цели;
-определить функции государства в экономике;
-определить формы и методы государственного регулирования экономики;
-выявить особенности государственного регулирования экономики Российской
Федерации;
-предложить возможные меры регулирования экономики России.
Предметом исследования в курсовой работе является государственное регулирование экономики. Объектом в данном исследовании является экономика РФ.


4
В данном исследовании методологической базой являются: теоретический анализ экономики страны, наблюдение экономики на примере РФ, методы дедукции и индукции в изучении методов и форм регулирования, в обобщении и систематизации данных.
Государство обеспечивает правовую базу всех экономических заключений, создает инфраструктуру, отстаивает национальные интересы, держит под контролем денежное обращение, развивает секторы, которые прибыльно социуму иметь в государственной собственности.
К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ, относятся: - Гражданский Кодекс РФ, -
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Закон РФ от 22 марта 1991 г. N
948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Закон РФ "О защите прав потребителей". - Закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от
13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе". "О валютном регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации, - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги. - Федеральный закон от 14 апреля
1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

5
Необходимо признать, что определение направлений государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику, является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.
Данная работа основана на трудах М. Ротбард, П. И. Гребнников, Ю. А. Гриневич,
Е. П. Губин, Л. А. Чалдаева, А. В. Колышкин, Н. М. Розанова, Р. М. Гусейнов и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования.
Первая глава включает три параграфа. В ней раскрываются теоретические аспекты государственного регулирования экономики. Вторая глава содержит три параграфа. Она содержит в себе обоснование необходимости государственного вмешательства,
предложения мер эффективного сочетания рыночных и государственных механизмов, а также государственное регулирование рынка в Российской Федерации в период пандемии короновируса. В заключении подведены итоги исследования и представленные меры улучшения российского регулирования рынка.
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Любая рыночная экономика не имеет возможность существовать и работать без государственного регулирования.
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Как раз вследствие этого рыночная экономика нуждается в регулировании.
Здесь определение "регулируемая рыночная экономика" содержит ярко воплощенную избыточность, вследствие этого такая экономика не может быть без контроля. Добавление "регулируемый" имеет смысл, в случае если мы подчеркнем, собственно что экономика в значимой степени регулируется государством. [1,с.12]
Регулирующую роль имеет возможность исполнять только государство – политическая организация, система учреждений, обладающая верховной властью на


6 конкретной территории, которая представляет все общество и имеет право на неэкономичное вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы отыскать оптимальную меру и более действенные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночной природы, но в то же время, обеспечивая наибольшую социальную эффективность рыночной экономики. Таким образом, бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает данную задачу в "нескончаемую" дилемму, которую необходимо решать.
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики и ее
сущность.
Сущность
Государство всякий раз играло определённую роль в экономике.
Микроэкономические и макроэкономические задачи становления предоставленной экономической системы решались при помощи функционирования рынка как системы купли-продажи. Экономическая ситуация складывающаяся на рынке при изменении цен в результате колебания спроса и предложения благ обеспечивали реализацию информационной, перераспределительной и стимулирующей функции рынка.
Прогрессирование процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости применения индивидуальных или частных капиталов от общих условий функционирования совокупного капитала создали необходимость определения “правил игры” для участников экономики, сформулированных и закреплённых в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие институционная система, включающая в себя предоставление прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.
[3,с.30]
Ужесточение экономических кризисов, охватывающих большое количество государств, что придаёт им мировой характер, всё больше ставит под сомнение утверждения представителей классической экономической теории о способности рынка осуществлять полную саморегуляцию экономических процессов на основе конкуренции,

7 эластичности цен, доходов и занятости населения.
Занят
Крупномасштабное производство бессмысленно без наличия развитых хозяйственных связей и своеобразных экономических отношений. Такого рода связи и отношения устанавливаются и реализуются по-разному. Их содержание зависит как от степени социально-экономического развития данного общества, так и от избранного им экономической модели - административно-командной или рыночной. В случае если для первой модели главным средством регулирования связей и отношений служит государственное планирование, то для второй функцию регулирования выполняет рыночный механизм. Жизнь показала, что каждая из данных моделей имеют определенные достоинства и недостатки. Однако в современных условиях более действенной и более распространенной считается рыночная модель со свойственным ей рыночным механизмом, обеспечивающим регулирование хозяйственных связей.
Как и любая социально-экономическая модель, рыночная модель неидеальна: она имеет существенные недостатки, стремление избавиться от которых на протяжении всей истории развития рынка приводит к поиску средств и способов совершенствования его функционирования. Вследствие этого использование рыночной модели на практике всегда связано не только с действием рыночного механизма, но и с другими дополнительными средствами и способами, позволяющими более эффективно регулировать экономические отношения. Для определения форм и способов экономического регулирования необходимо выявить моменты в рыночном механизме, требующие дополнительных мер. Только определив такие моменты, возможно, искать способы их устранения или же минимизации.
Недостатки рыночной модели состоят из: тенденции к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. Рыночная система может быть неспокойна. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка жаждет подавить конкурентов. Поэтому конкурентоспособная среда может перерасти в олигополистический или даже монополистический тип рынка. Рыночная система не содержит внутренних механизмов, противодействующих тенденции к монополизации


8 рынка; неспособность производить
«общественные блага».
Как известно,
«общественными благами» называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того в какой мере член общества оплатил пользование данными товарами и услугами. [5, с.31]
Примерами «общественных благ» являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры, такие как маяки и т.п. Потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом; неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов. Рынок (по крайней мере, в его
«идеальной» классической модели) нейтрален к общественным безнравственным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка, как правило, считаются итогом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию к резкой диспропорции богатых и бедных. Самые несправедливые пропорции распределения богатства, противоречащие общечеловеческой справедливости и морали, не противоречат принципам рынка, в случае если накопление богатства в одной части общества происходит на базе нормальных рыночных операций.
В этом, как и в рассмотренной выше тенденции к монополизации, состоит причина внутренней нестабильности рыночной системы. Она ярко проявилась в XIX в., когда абсолютно свободное и неограниченное развитие рынка в Западной Европе обернулось нищетой огромных масс населения, собственно что стало толчком для быстрого распространения социалистических идей. [4, с.12]
Не считая очевидных ограниченных возможностей рынка, требующих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еще ряд обстоятельств, определяющих необходимость внешнего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и модернизировать рыночный механизм и тем самым улучшить его эффективность. Среди многообразия форм государственного вмешательства в рыночную экономику особое место занимает создание и регулирование

9 правовой и институциональной рыночной среды. Правовая область для действий единых рыночных отношений не может возникнуть и стремиться к совершенству само по себе.
Только специальный авторитетный и властный орган способен создать, повсеместно распространить и держать под контролем эффективность общенациональных правил в экономической сфере. Поэтому чем более развитым и сильным является государство, тем совершеннее качество и степень его правовой базы в целом, и экономической в том числе, а масштабы правовой области приобретают все более всеобщий характер.
Государству принадлежит важная роль в разработке и развитии составных частей рыночного механизма - цены, рыночного спроса и предложения. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной, государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано перевоплощение монопольного рынка в конкурентный рынок с положительными моментами, когда конкуренция выступает двигателем прогресса, и с отрицательными, когда конкуренция усиливает дифференциацию общества. Только государство владеет возможностью смягчить остроту процесса свободы цен, свести к минимуму его негативные последствия и способствовать максимизации результатов положительного эффекта.
Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.
[7, с.375]
С помощью финансовой системы - через центральный банк и государственный бюджет государство выполняет следующие функции:
-организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;
-формирует условия или создает режим наибольшего содействия для функционирования информационных систем и транспортных коммуникаций;
-организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров;
-разрабатывает прогнозы и создает их программы развития рыночной экономики.


10
Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиление его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях воздействия конкурентного рыночного механизма.
Задача государства в рыночной экономике не менять рыночный механизм, а создать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, воздействие государства – везде, где нужно.
1.2 Объекты и цели государственного регулирования экономики.
Установление оснований необходимости государственного регулирования экономики в высокой степени определяет объекты воздействия властных органов.
Объекты государственного регулирования – то, на собственно что направлено действия государственных органов для обеспечения условий действенного функционирования национальной экономики.
[11, с.33]
Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: [25, с. 6]
- процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
- структура форм собственности;
-социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизводственная структура народного хозяйства;
- экономический цикл, процесс воспроизводства;
- государственный сектор экономики;
- условия и источники накопления капитала;
- денежное обращение;
- цены, антиинфляционные процессы;
- конкурентная среда;
- предпринимательство;

11
- инвестиции;
-социальная сфера, трудовые отношения, механизмы защиты населения;
- занятость, кадры;
- платёжный баланс;
- внешнеэкономическая деятельность страны; - окружающая среда.
Государственное регулирование - комплекс мер, действий, используемых государством для изменения и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микроэкономические и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. [9, с.411]
Исходя из сути, определяются цели государственного регулирования.
Экономическая наука предусматривает на глобальном уровне цели регулирования экономики.
В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее действенность возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
-экономический рост;
-полная занятость;
-стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
-внешнеэкономическое равновесие.
[15, с.93]
В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается главной задачей. Ее решение соотноситься с абсолютным и относительным увеличением валового национального продукта.
С обеспечением экономического роста связана другая важная цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение