Файл: Курсовая работа по дисциплине Общая экономическая теория.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Вмешательство государства в рыночную экономику нужно в случаях, когда имеют место так называемые "провалы" рынка. Это когда по разным основаниям рыночная конкуренция и свободное ценообразование не добиваются цели или же не достигают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. [17, с.14]
Составляемые государством социальные программы призваны: гарантировать вещественную помощь гражданам с низкими доходами, предусмотреть различные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; гарантировать бесплатное образование и здравоохранение. На примере вы можете увидеть рисунок 1, в котором представлены расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов на образование и здравоохранение в России за 2019 год.
Рис.1 Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на образование и здравоохранение.
По представленным данным видно количество внутреннего валового продукта в процентном соотношении выделяемых с 2008-2020 гг. Отсюда мы можем заметить, что в
2020 году рассчитано увеличить финансирование на образование и медицинское обслуживание, и тем самым здесь представлена наглядная демонстрация помощи государства своему населению. [8]
21
К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы:
-общее неравновесие национальной экономики;
-взлеты и падения промышленного цикла; -занятость и инфляция.
А в данной ситуации еще и обрушение экономики в связи с пандемией 2020г.
Особенностью рыночной организации экономики считается то, что в конкретных обстоятельствах она не способна гарантировать саморегулирование, возврат в обычное положение впоследствии очень больших отклонений от него, гарантировать равновесие всех элементов системы.
Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже ухудшают ненужные явления в экономике. Дефекты рынка компенсируются надлежащими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.
Рынки являются более действенной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Данная система способна работать при наличии конкретных условий, создаваемых государством.
К ним относятся:
-законодательное определение прав собственности;
-защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы;
-предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
-гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
-использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков; -ограничение монопольных тенденций в экономике.
Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если есть на то конкретные обстоятельства и предпосылки. Они могут быть положительными и отрицательные. Отрицательные обстоятельства - это возникновение всякого рода негативных явлений и тенденций в всевозможных сферах экономики, которые могут
22 отрицательно воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении данных тенденций и явлений, оснований появления и принятия, надлежащих мер по их устранению.
Под положительными обстоятельствами понимается возникновение всякого рода позитивных явлений и тенденций во всевозможных сферах экономики. Роль государства в данном случае заключается в своевременном их выявлении и принятии конкретных мер по поддержанию.
Условиями для вмешательства государства могут быть:
-требования национальной безопасности;
-социальная напряженность в обществе;
-негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, дефицит бюджета и т.п.);
-ухудшение состояние окружающей среды.
2.2 Предложение мер эффективного сочетания рыночных и государственных
механизмов регулирования экономики.
В современной рыночной экономике существует много социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Таким образом, Правительство и Центробанк выпустили совместное заявление, в котором перечисляются меры по поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса. Они размещены на сайте Центрального Банка.
Среди мер поддержки экономики:
-введение отсрочки по уплате арендных платежей на срок три месяца для малых и средних предприятий — арендаторов государственного или муниципального имущества;
-обнуление импортных пошлин и расширение практики применение таможней
«зеленого коридора» по социально значимым товарам;
-отсрочка взыскания налоговых платежей для авиации и туристической отрасли;
23
-освобождение туристических компаний от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды индивидуальной ответственности до конца года;
-предоставление банкам возможности кредитовать предприятия в сфере транспорта и туризма без ухудшения оценок их финансового положения;
-обеспечение рынка необходимой рублевой и валютной ликвидностью;
-предоставление банкам дополнительных возможностей по кредитованию отрасли производства медицинских препаратов и медицинского оборудования;
-отмена штрафных наказаний для поставщиков за срыв государственных контрактов из-за вируса;
-оказание помощи региональным бюджетам по мере необходимости. [22, с. 247] - расширение программ кредитования малых и средних предприятий.
Главным за разработку и выполнения экономического пакета мер назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов. Центральный Банк России и кабинет министров отмечают, что в данный момент нельзя определить, как сильно распространение коронавируса повлияло на отечественную экономику, потому что важные финансовые и экономические показатели пока недоступны.
Банк Российской Федерации продолжит обеспечивать рынки необходимой рублевой и валютной ликвидностью, а также при надобности будет применять регуляторные меры, облегчающие приспособление финансовых организаций к динамично меняющимся рыночным условиям, говорится в сообщении Центрального Банка. Таким образом, рассмотрим некоторые мероприятия применяемые государством для регулирования экономики, представленные в Таблице 1. Также здесь мы видим, какие результаты должны получиться от принятых мер.
Табл.1. Применяемые меры государственного регулирования РФ
Предполагаемые мероприятия
Ожидаемый эффект от предлагаемых мер
24
Антимонопольная политика
Сокращение монополий, развитие конкуренции, формирование сбалансированного рынка
Определение минимально допустимых параметров жизни населения
Повышение благосостояния населения, уровня жизни граждан, поддержание допустимого уровня безработицы
Продолжение таблицы 1
Целевое финансирование государства
Устойчивость малого и среднего бизнеса на конкурентоспособном рынке, научнотехнический прогресс, развитие социальных и экологических мероприятий и программ
Фискальная политика
Предоставление некоторым лицам налоговые скидки и льготы, своевременная плата налогов гражданами, помощь новым предприятиям
Монетарная политика
Регулирование ставки рефинансирования, поддержание допустимого уровня инфляции, сбалансированный государственный бюджет
Из данной таблицы мы видим, что в различные мероприятия экономики требует вмешательства правительства, так как сам рынок справиться не имеет возможности. Так, например, фискальная политика или целевое финансирование государства обеспечивают поддержку предпринимательству только что вошедшую на рынок. Без помощи государства многие бы не справились под гнетом конкуренции, и рынок бы перерос в итоге в монополию, что ведет к весьма негативным последствиям.
Эволюцию экономических функций страны недостаточно рассматривать лишь только с позиции тех перемен, которые происходят в материальном производстве по мере становления общества. Не менее значимым как в теоретическом, так и в практическом плане считается анализ эволюции экономических функций государства с позиции его роли
25 в качестве института политической власти и того воздействия, которое он оказывает на экономическое развитие. [23, с. 171]
1 2 3
2.3. Важнейшие направления регулирования экономики Российской
Федерации.
Внезапная по своим масштабам и значению вспышка коронавируса превратилась в глобальную проблему 2020 года. Это событие уже вызвало видимые экономические потрясения в мировом масштабе, которые станут проявляться, и развиваться еще в течение нескольких месяцев. Так какие государственные меры поддержки бизнеса и граждан планируются в период спада экономики в связи с пандемией коронавируса?
Ряд мер уже оформили официальными нормативно-правовыми документами.
Например, период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочим (с сохранением зарплаты)
(указы Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г., № 206 от 25 марта 2020 г.).
Так по поручению Президента РФ и инициативе Правительства РФ вводятся, в частности, такие меры поддержки бизнеса:
1. Приостановка до 1 мая 2020 года (30 апреля включительно) использование мер взыскания, принятия решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения взыскания задолженности;
– с 25 марта 2020 года – для субъектов малого и среднего бизнеса (письмо ФНС
России № ЕД-20-8/32 от 25 марта 2020 г., Информация ФНС России от 26 марта 2020 г.).
При этом решения, принятые ранее 25 марта 2020 года, отозваны не будут;
– для организаций из ряда наиболее пострадавших отраслей (туристический бизнес, сфера физической культуры и спорта, искусства и др.). Федеральная налоговая служба России опубликовала списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут рассчитывать на данную меру;
– с 3 апреля 2020 года – для всех налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей).
Подтверждение: письмо ФНС России № ЕД-20-8/37 от 3 апреля 2020 г.;
Федерации.
Внезапная по своим масштабам и значению вспышка коронавируса превратилась в глобальную проблему 2020 года. Это событие уже вызвало видимые экономические потрясения в мировом масштабе, которые станут проявляться, и развиваться еще в течение нескольких месяцев. Так какие государственные меры поддержки бизнеса и граждан планируются в период спада экономики в связи с пандемией коронавируса?
Ряд мер уже оформили официальными нормативно-правовыми документами.
Например, период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочим (с сохранением зарплаты)
(указы Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г., № 206 от 25 марта 2020 г.).
Так по поручению Президента РФ и инициативе Правительства РФ вводятся, в частности, такие меры поддержки бизнеса:
1. Приостановка до 1 мая 2020 года (30 апреля включительно) использование мер взыскания, принятия решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения взыскания задолженности;
– с 25 марта 2020 года – для субъектов малого и среднего бизнеса (письмо ФНС
России № ЕД-20-8/32 от 25 марта 2020 г., Информация ФНС России от 26 марта 2020 г.).
При этом решения, принятые ранее 25 марта 2020 года, отозваны не будут;
– для организаций из ряда наиболее пострадавших отраслей (туристический бизнес, сфера физической культуры и спорта, искусства и др.). Федеральная налоговая служба России опубликовала списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут рассчитывать на данную меру;
– с 3 апреля 2020 года – для всех налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей).
Подтверждение: письмо ФНС России № ЕД-20-8/37 от 3 апреля 2020 г.;
26 2. Налоговые каникулы:
– отсрочка по уплате большинства налогов для организаций (ИП), включенных в реестр малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях из перечня Правительства РФ
(пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ № 409 от 2 апреля 2020 г.);
– индивидуальная отсрочка (рассрочка) по уплате ряда налогов, страховых взносов при соблюдении определенных условий для организаций (ИП), ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях из перечня Правительства РФ, в том числе не являющихся субъектами МСП; и для стратегических, системообразующих и градообразующих организаций (ИП) любой сферы деятельности по отдельным решениям
Правительства РФ (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 409 от 2 апреля
2020 г.).
– льготное кредитование торговых организаций для формирования ими запасов товаров первой необходимости, а также субъектов малого и среднего бизнеса (п. 2
Информации ЦБ РФ от 20 марта 2020 г.);
– отсрочка по уплате арендных платежей за государственное (муниципальное) и частное имущество или даже временное освобождение от них;
– послабления в корпоративном праве АО (п. 6 Информации ЦБ РФ от 20 марта
2020 г., Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 апреля 2020 г.);
– финансовая поддержка предприятий, производящих продукцию, необходимую для профилактики, борьбы и лечения коронавируса.
С 3 апреля для ИП и субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрены "кредитные каникулы" и условия их применения (ст. 6, 7 Федерального закона № 106-ФЗ от 3 апреля 2020 г.).
Аптечным организациям после получения необходимого разрешения позволена дистанционная торговля безрецептурными лекарственными средствами (Указ
27
Президента РФ № 187 от 17 марта 2020 г.). При этом введена административная ответственность за завышение цен на медикаменты и отдельная ответственность за торговлю мед. фальсификатом через СМИ, в том числе через сеть Интернет.
Подтверждение: Указ Президента РФ № 187 от 17 марта 2020 г., федеральные законы
№ 99-ФЗ, № 95-ФЗ, № 89-ФЗ от 1 апреля 2020 г.
Правительство и Банк России вводят пакет мер поддержки экономики в связи с распространением коронавируса. В совместном заявлении кабинета министров и
Центрального банка отмечается, собственно, что свое воздействие также оказывают понижение внешнего и изменение конечного спроса, трудности с поставщиками комплектующих из-за границы, а также доступность финансовых средств.
Как отмечается в опубликованном плане, предложенные меры несомненно помогут минимизировать последствия данных факторов для населения и экономики. В кабинете министров и Центральном Банке при этом отметили, что "пока невозможно точно определить всю глубину воздействия" нынешней ситуации на экономику России.
Правительство не планирует уменьшать бюджетные расходы в 2020 году.
Министерство финансов в режиме реального времени будет соблюдать сбалансированность региональных бюджетов, при надобности субъектам окажут требуемую поддержку.
Центральный Банк продолжит обеспечивать рынки рублевой и валютной ликвидностью. При надобности регулятор станет применять меры, облегчающие адаптацию финансовых организаций к меняющимся рыночным условиям. Банк
Российской Федерации и правительство создали группу по наблюдению финансового состояния системно значимых организаций. В первую очередь будут поддержаны отрасли, оказавшиеся под более серьезным воздействием отрицательных факторов. Решения о мерах поддержки будет принимать оперативный штаб.[21]
Центральный Банк готов распространить на субъекты малого и среднего предпринимательства меры по не ухудшению оценки финансового положения. Подобные
28 меры были приняты раньше для сферы туризма и транспорта. В свою очередь, правительство примет решение установить отсрочку по уплате арендных платежей для малых и средних предприятий — арендаторов государственного или муниципального имущества.
Планируется создать особую комиссию, которая будет принимать решения о помощи организациям из всевозможных отраслей, пострадавших от распространения коронавируса.
Кабинет министров считает первоочередным решение задач по части здравоохранения. Правительство ручается за выполнение своих обязательств в этой сфере.
Ответственным за действия в этой области считается оперативный штаб под управлением вице-премьера Татьяны Голиковой.
Центральный Банк смягчил запросы к коммерческим банкам, чтобы предоставить дополнительные возможности по кредитованию производства медикаментов и медицинского оборудования.
Правительство расширило практику применения "зеленого коридора" для ввоза социально важных товаров, также принято решение об обнулении импортных пошлин.
Российских туристических операторов до конца года освободили от уплаты взносов в резервный фонд и в фонды индивидуальной ответственности "Турпомощи".
Правительство примет решение о выплатах по больничным тем, кто оказался на карантине. Пакет мер по обеспечению стабильности экономического развития РФ будет при надобности расширяться.
А также посмотрим на представленный государственный бюджет России на 2020 год до пандемии. Согласно разработанному Министерством финансов проекту бюджета
России на 2020 год в цифрах можно выделить следующие важные аспекты:
-42,4$ - цена отсечения за баррель нефти марки Юралс;
-67-68 руб. - прогноз по цене 1-ого долл. США;
-3% - закладываемый и ориентировочный уровень инфляции;