Файл: Курсовая работа по дисциплине Общая экономическая теория.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 максимально возможного и стабильного использования всего трудоспособного населения. Непосредственно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.
Стабилизация уровня цен и национальной валюты - условие сбалансированности экономики. Вследствие этого достижение рассматриваемой цели считается ключевым ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более подходящие условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, трудовых ресурсов, обеспечивании сбалансированности платежного баланса.
[10, с.151]
1.3 Функции, методы и формы государственного регулирования экономики.
Вмешательство государства в экономику осуществляет определённые функции. К примеру, оно исправляет рыночные “несовершенства”, с которыми рынок не может справиться или его решение не действенно. Государство берет на себя ответственность за создание равенство для конкуренции предпринимателей, за установление лимитов монополий. Оно также беспокоиться о производстве достаточного количества общественных благ, так как рыночный механизм не в состоянии полностью удовлетворить всецело общественные потребности. Участие государства в экономической жизни определяется также тем, что рынок не гарантирует социальносправедливое распределение доходов. Государство обязуется заботиться об инвалидах, малоимущих и пенсионерах, а также помогать сфере научных разработок. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, помогать сокращению безработицы, выполняя такую меру как создание рабочих мест. Рыночная экономика не решает и другие актуальные проблемы, о которых беспокоиться государство.
[6, с.137]
13
Государство реализует политические и социально-экономические принципы данного общества. Оно активно принимает участие в формировании макроэкономических рыночных процессов. Государство выполняет следующие основные функции:
1.
Создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает законодательные и нормативные акты, регулирующие рыночный механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов.
Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которые обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители, а также само государство. В качестве примера этих правил можно выделить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством;
2.
Стабилизация экономики, т.е. стабильное развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объём валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты. Для создания стабильности экономики государство должно применить все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы контроля с помощью проведения фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики;
[2, с.14]
3.
Предоставление социальной защиты и социальной гарантии. Государство должно проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечивании всех работающих минимальным размером оплаты труда (МРОТ), пенсиями по старости, льготами по инвалидности, пособиями по безработице и т.д.;
4.
Социально-ориентированное распределение ресурсов.
Государство организует производство благ, которым не занимается частный сектор. Оно предоставляет
14 условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
5.
Антимонопольная деятельность государства является одной из главных областей государственного вмешательства. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который является средством поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, то есть установление официальных правил ведения бизнеса на рынке. [18, с.59]
Анализ мирового опыта позволяет рассуждать о формировании национальных моделей и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования, то есть вмешательства государства в экономику.
Различают две основные формы: прямое вмешательство через государственную собственность на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное – с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство осуществляется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод воздействия государства на экономику производиться только с помощью экономических средств.
К административным методам регулирования относят разные меры контроля за доходами, учетным процентом, квотами, лицензирования и др. Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение. Эти методы используются государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.
К прямому экономическому регулированию относятся формы безвозвратного целевого инвестирования в территории, предприятия, отрасли – это прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, дополнительной платы из специальных фондов различных уровней.
15
К экономическим косвенным методам регулирования относится государственная политика в области кредитно-денежных, валютных, внешнеэкономических, таможенных отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, пользуясь экономическими интересами и мотивами, влияет на экономическое поведение участников хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. [19, с.5]
Государство влияет на рынок через собственные расходы, налогообложение и непосредственное регулирование.
1.
Государственные расходы считаются одним из главных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение доходов и ресурсов.
Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей.
Государственные закупки представляют собой долю произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Трансфертные платежи – это выплаты домохозяйству или компании денег, взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Платеж происходит в виде пособия по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
2.
Налогообложение. Налоги – основной источник государственного бюджета. А также это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. В государствах с рыночной экономикой существуют различные виды налогов. Одни из них носят прямой характер, например подоходный налог, другие косвенный, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства в виде более высоких цен на товары. [13, с. 15]
3.
Государственное регулирование. Государственное регулирование – комплекс мер, действий, применяемых государством для исправления и установления основных экономических процессов. Государственное регулирование должно координировать экономические процессы и следовать индивидуальным и общественным интересам. Оно
16 осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования контролируют деятельность предпринимателей.
Например, антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования используют налоги, и кредиты для влияния на валовый национальный объём производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования обеспечивает государственные субсидии или льготы отдельным отраслям или предприятиям. [24, с.100]
Свои функции и составление целей вмешательства в экономику государство осуществляет на базе определенных методов. Методы государственного регулирования экономики – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и средств, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Методы государственного регулирования подразделяются на: правовые, административные и экономические.
1.
Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством норм определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, работу предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.
2.
Административные методы базируются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения; неотклонимые запросы к экономическим субъектам по достижению ими конкретных характеристик в хозяйственной деятельности. Такие методы
17 являются формализованными, большей частью предписывающими, воздействуют на выбор хозяйствующими субъектами разновидностей поступков.
Основными формами административных методов являются:
-антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное демонополизация, контроль над работой доминирующих производителей);
-введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
-определение минимально допустимых параметров жизни населения
(гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, льготы инвалидам и малоимущим).
В системе методов государственного регулирования центральное пространство занимают экономические методы. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного пространства, через сосредоточение денежных средств, структуру экономики. С данной целью применяется бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование.
3. К экономическим методам государственного регулирования относятся те, с поддержкой которых правительство оказывает влияние на факторы именно рыночных отношений, таких как совокупный спрос и совокупное предложение, денежное обращение и налоги. Основным экономическим методом государственного вмешательства экономических процессов считается использование средств финансовой и денежно- кредитной систем. [25, с.8]
Использование финансовой системы для регулирования экономики подразумевает осуществление государством сбора налогов с экономических участников и перераспределение денежных ресурсов через бюджетную систему. Этим методом государство получает возможность содержать себя и социальную сферу, перераспределять доходы и содействовать развитию конкретных сфер и секторов экономики.
18
Использование денежно-кредитной системы в качестве одного из экономических методов регулирования подразумевает и косвенное влияние государства на принятие решений экономическими субъектами. Так, государство с поддержкой центрального банка имеет возможность менять процентную ставку, облегчая или же усложняя обстоятельства получения кредита, и таким образом воздействовать на инвестиционный климат.
Также экономические методы включают в себя:
-методы прямого государственного регулирования;
-методы косвенного государственного регулирования.
Методы прямого влияния предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в деятельном порядке воплощают в жизнь конкретные действия, применяя являющееся его собственностью объекты и ресурсы.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
-целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;
-государственные закупки;
-функционирование государственного сектора экономики.
Методы косвенного влияния на экономику призваны создать обстоятельства, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, надлежащие целям экономической политики государства. Их преимуществом считается способность балансировать общественные и личные интересы, недостатком - конкретный временной период между разработкой и использование государством надлежащих мер и полученными изменениями в поведении и итогах работы субъектов хозяйствования.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
-кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
19
-бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
-ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
-внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала). [14, с. 130]
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики.
Недопустимы всевозможные воздействия государства, разрушающие рыночный механизм
(планирование, централизация цен), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
2.
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Государство представляет собой стержень существующей социальной системы, оно сосредотачивает власть, санкционирует жизнедеятельность всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Раскроем необходимость государства в регулирование экономики на примере нашей страны. Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, используемых для корректировки предоставленной системы. В различное время собственного различия, всевозможные типы экономических систем строились, всецело полагаясь на государственное регулирование, или всецело отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии рассказывают о том, что в некоторых сферах и областях этот инструмент считается необходимым, но не опровергает существование частного бизнеса и партнерства с ним.[16, с.11]
2.1 Обоснование необходимости вмешательства государства в регулирование
экономики.