Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Конституционное право





Группа Пм21Ю271в


Студент

М.Д. Зыбцева

И.О. Фамилия















МОСКВА 2023
Практическое занятие № по темам 1-3.
Задание 1. На основе анализа положений законодательства России (см., например, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) «О Конституционном Суде РФ»; Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. и доп.) «О политических партиях» и др.) приведите примеры конституционных норм следующих разновидностей:
а) регулятивных и охранительных;

б) управомочивающих, обязывающих и запрещающих;

в) материальных и процессуальных норм конституционного права;

г) норм-принципов, норм-дефиниций и норм-задач.

Ответ: а). Регулятивные и охранительные нормы права.
Регулятивные – это такие нормы которые направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам общественных отношений прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы права являются правоустановительным потому, что они направлены к установлению субъективных юридических прав и обязанностей. Классическими примерами регулятивной нормы права являются большинство гражданско-правовых норм. К примеру, статья 653 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф 3 (в редакции от 30 декабря 2012 г.), в котором сказано, что арендатор сохраняет право пользования земельным участком, если здание или сооружение, которое он арендует, продается другому лицу, при этом он сохраняются все прежние условия договора аренды здания и сооружения. Или же пункт 2 статьи 672 ГК РФ, который устанавливает, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеют такие же права и обязанности, как и наниматель. При этом этот наниматель и члены его семьи могут потребовать, чтобы договор социального найма был заключен с кем-то из членов семьи. А если наниматель умирает, то договор социального найма жилого помещения имеет право заключить один из его членов семьи, которые проживают в данном жилом помещении. Или же пункт 4 статьи 926 ГК РФ, который устанавливает, что хранитель спорной вещи (секвестр) имеет право потребовать от спорящихся сторон вознаграждение за хранение этой вещи, если решением суда или договором по поводу хранения спорной вещи не установлено другое.

Охранительные – эти нормы права устанавливают меры юридической ответственности, а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав (в целом - санкций). Необходимость в обособлении и дифференциации государственно-принудительных мер вызвана различной степенью тяжести нарушений обязанностей, которые возложены регулятивными нормами права, спецификой задач, которые решаются в правоохранительной сфере. Так, в нашем, российском праве единая общая обязанность - не нарушать субъективные права. Однако нарушение этой обязанности может быть различным не только по своему фактическому содержанию (присвоение, кража, грабеж и т.д.), но и по степени опасности этих незаконных действий для общества (преступление, административный проступок). Причинной выделения охранительных норм права является то, при установлении государственно-принудительных мер появилась необходимость учитывать различные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и другое), которые влияют на вид и величину санкции Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - Екатеринбург, 1996. Примером охранительной нормы права может быть статья 105 УК РФ (если один человек лишил другого жизни, то его могут посадить в тюрьму на срок от 6 до 15 лет).
б). Управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права.
Управомочивающиe –  это такие нормы которые предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия. примером служит: статья 46 п.3, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ:

республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Еще один пример: это статьи Закона «О полиции», где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы. Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.
Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,

вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Еще один пример – норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней

физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
в). Материальные и процессуальные нормы конституционного права.
Материальные - это нормы, прямо и непосредственно регулирующие поведение субъектов российских правоотношений, определяющие содержание их прав и обязанностей. Которые непосредственно регулируют общественные отношения. Они собраны в кодексах, законах, актах правительства и органов центральной власти, имеющих соответствующие полномочия по их изданию. Например, гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей». Постановления Правительства, иные следующие за ними акты также относятся к материальному праву.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации).
Примером служит: принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации). А также закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Процессуальные - это общеобязательные формально - определенные правила деятельности специализированного суда и других субъектов конституционного судопроизводства. Примеры процессуальных норм права: налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации). Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации).
г). Нормы - принципы, нормы - дефиниций и нормы - задач.
Нормы - принципы – это такие нормы которые закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Нормы - принципы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.). Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм - принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Нормы – дефиниции - представляет собой предписание, устанавливающее границы класса предметов, явлений. Ее основная функция - разграничение, различение и идентификация объектов. Так, нормы - дефиниции позволяют нам разграничить между собой общественную организацию, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, общественный фонд, общественное движение.Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Примером служит: статья 94 Конституции РФ содержит норму - дефиницию - определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что "Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Нормы – задач – это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений. В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно - правового акта или задачи государственных органов. Так, например в Законе "О милиции" определяются задачи милиции (ст. 2), а в другой статье этого Закона указаны задачи криминальной милиции. Также например в статье 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. А согласно ст. 34 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Следовательно перед государством стоит задача недопущения монополизации, к примеру есть ФАС, перед которой как раз и стоят задачи по борьбе с недобросовестной конкуренцией и монопольной деятельностью.

Задание 2. Приведите три примера, когда диспозиция находится в нормах конституционного права, а санкция — в нормах других отраслей российского права.
Ответ: Санкция - это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носить положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).