Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине конституционное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, при применении ст. 105, 158, 161 УК РФ и множества других, необходимо обратиться к нормам общей части, определенных в ст. 20 и 21 УК РФ), либо к определенному кругу лиц (ими могут быть работники различных отраслей, должностные лица и т.п.; например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ указано на нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, в ч. 1 ст. 285 УК РФ - на использование должностным лицом своих служебных полномочий, вопреки интересам службы), действующих в определенных сферах общественной жизни и в силу этого несущих определенные обязанности. Примером санкции может быть часть 1 статьи 105 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку. ("наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" - сама санкция).
Диспозиция - как само правило поведения всегда присутствует в любой норме. Возможность совершать лицом (гражданином) определенные законом действия, либо возможность воздержаться от их совершения. Примером диспозиции может быть часть 1 статьи 30 Конституции, согласно которой каждый имеет право на объединение. Также в ч. 1 ст. 158 УК РФ диспозицией является формулировка: «Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества». В общем, диспозиция указывает деяние (в данном случае действие), подлежащее уголовной ответственности и определяет признаки, при наличии которых она возможна.
Норма права не может не иметь диспозиции. Например: ст. 63 ск РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Или п.1 ст. 63 «Родители имеют право… воспитывать своих детей». Диспозиция всегда имеет представительно - обязывающий характер, соответственно п.1 ст. 63 « Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» п. 1 ст. 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного»: «Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода» п.1. ст. 486 ГК РФ «Оплата товара»: «Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара…».
Задание 3. Составьте карту сравнительного анализа:
Критерии сравнения | Конституция РСФСР 1918 г. | Конституция РСФСР 1925 г. | Конституция РСФСР 1937 г. | Конституция РСФСР 1978 г. | Конституция РФ 1993 г. |
Основы государственного и общественного строя | Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. | Конституция исходила как бы из "разделения труда" между Законодательством союза и республиканским законодательством. Более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. | Она закрепляла как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, и социалистической собственности на орудие труда и средства производства, установление государственного плана которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. | Закреплялась общественная собственность на средства производства. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. | Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти. |
Государственное устройство | Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности. | Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза. | Основной закон Российской Советской Федеративной республики 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти — Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов — Советами депутатов трудящихся. | В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым. Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. | В Конституции 1993 г. заложена трехуровневая модель государственного устройства России: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Каждый уровень власти имеет законодательно закрепленную собственную компетенцию и каждый уровень власти защищен через механизмы, принуждающие исполнять его решения. |
Система органов государственной власти | Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях: Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства) Судебные полномочия - Народный суд | Высшим органом власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет. Съезд также формировал и правительство – Совет народных комиссаров (СНК). | Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного совета РСФСР, 17 его заместителей по числу автономных республик, Секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров РСФСР. | Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР – постоянно действующий орган Верховного совета РСФСР. Совет Министров РСФСР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР. | В Конституции РФ 1993 г. закреплялась следующая система органов государственной власти: 1) Президент Российской Федерации; 2) Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; 3) Правительство Российской Федерации; 4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации; 5) система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации; 6) Прокуратура Российской Федерации. |
Правовой статус личности (права, свободы, обязанности, гражданство) | 1.Конституция представляла гражданам широкий круг демократических свобод. 2.Задачей Советской власти объявлялось представление рабочим и беднейшим крестьянам образования. 3.Провозглашалось равенство граждан. 4.Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинскую обязанность. | 1.РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики. 2.Конституция РСФСР исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции РСФСР. | 1.Граждане РСФСР имеют право: -на труд - отдых -на материальное обеспечение и старости -на образование. 2.Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях. 3.В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом: -свобода слова -свобода печати -свобода собраний и митингов -свобода уличных шествий и демонстраций | 1.Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР и советскими законами. Граждане РСФСР имеют право: -на охрну здоровья -на материальное обеспечение в старости -на жилище -на образование | 1.Права, свободы, и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены 3 основных его аспекта: равенство перед законом и судом, равенство прав и свобод человека, и гражданина, равноправие мужчины и женщины. 2. Права свободы и обязанности человека, гражданина основывается на их гарантированности. 3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека,и гражданина. Недопустимости ограничения прав, и свобод. 4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Это универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются , и обязанностями- одни в правовом плане, другие в моральном,в виде общественного долга. |
Избирательное право и избирательная система | Глава тринадцатая 64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность. 65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором. Глава четырнадцатая О производстве выборов 66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами. 67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета. 68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания. 69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета. 70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. | А. Об активном и пассивном избирательном праве 68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. 69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи; (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.) д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными; ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок. (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.) Б. О производстве выборов 70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами. 71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии. 72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом. В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов 73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на с`ездах советов, - мандатными комиссиями. 74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум. 75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы. | Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов. Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным. Статья 145. Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся до избирательный. | Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства. Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик. Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации. | В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста: - с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета; - с 21 года- депутатом Государственной Думы; - с 35 лет- Президентом страны. Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным: - лица, признанные судом недееспособными; - лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков). |
Практическое занятие № по темам 4-7.
В практическом занятии по темам 4-7 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством решения задач.
Задание 1. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.
Проанализируйте приведенные конституционные характеристики современного российского государства. Все ли из них объективны и реализованы на практике? Если нет, то почему?
Ответ: Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Вся территория Российской Федерации находится в ее полном ведении (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Поэтому она обладает исключительным правом определять правовой режим своей территории и границ, принимая законы, иные нормативные акты, заключая межгосударственные договоры, соглашения об установлении, изменении государственной границы страны, передаче части своей территории другому государству или о приобретении части территории другого государства, об экономическом, военном, транспортном, ином использовании части своей территории.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:
-
единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России; -
во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; -
в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства — унитарной и федеративной — Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.
По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:
-
признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
-
закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом; -
устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Формирование правового государства — сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
-
государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству; -
переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.
| |
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Задание 2. Современные права и свободы человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно - правовым и позитивистским.
Первое рассматривает права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, из неизменной природы самого человека, либо из божественной воли (т.е. прав и свободы есть у человека в силу естественных причин или воли Бога но не по прихоти государства).
Второе (позитивистское) подходит к правам и свободам как к категории, установленной государством (т.е. права у граждан есть по столько, постольку они даны им государством)
На каком из названных подходов, по Вашему мнению, основывается наличие прав и свобод личности в Российской Федерации? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: На мой взгляд, наличие прав и свобод личности в Российской Федерации основывается на естественно-правовом подходе. Это подтверждается Конституцией РФ, которая гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, а также устанавливает, что эти права и свободы являются неотъемлемыми и неприкосновенными.
Задание 3. Студентка 1 курса Ирина Смирнова, желая реализовать свое конституционное право на объединение, предложила создать политическую партию «Молодые женщины России», в устав которой включить следующие положения:
а) партия создается для защиты прав лиц женского пола;
б) членами партии могут быть только лица женского пола;
в) не старше 40 лет.
Дайте правовую оценку указанной инициативе.
Ответ: Почему же право на объединение в политические партии в государстве признается исключительно за гражданами РФ?" Потому, что партии состоят из граждан (физических лиц, людей). И за этими гражданами (людьми) признается право объединяться в партии. А вот если партии объединяются, то их объединения будут считаться союзами, ассоциациями. Политическая партия объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. Будут ли у них в уставе прописаны политические цели или чисто профессиональные.
Задание 4. Охарактеризуйте нормативно - правовое предписание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч.4 ст.4 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации»).
Ответ: Характеризуя нормативно-правовое предписание "Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его", можно сказать, что это гарантия права на гражданство и свободного выбора места жительства. Она обеспечивает защиту от произвольного отказа государства в гражданстве и свободы выбора места жительства. Также это предписание гарантирует право граждан на свободное перемещение и выбор места жительства без всяких ограничений со стороны государства.