Файл: Реферат Основные принципы функционирования бюджетной системы региона в рф.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
-
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; -
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; -
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; -
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); -
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; -
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; -
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; -
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетовозначает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетовозначает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
-
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; -
средств целевых иностранных кредитов (заимствований); -
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; -
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; -
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; -
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Глава вторая. Классификация доходов бюджетов
Законодательные органы государственной властисубъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своиминормативными актами производить дальнейшую детализацию объектовбюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения иединства бюджетной классификации РФ.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
2) налоги на товары и услуги, лицензионные ирегистрационные сборы;3) налоги на совокупный доход;
4) налоги на имущество;
5) платежи за пользование природными ресурсами;
6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3) доходы от реализации государственных запасов
4) доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков. Особенностью заемных средств как источника бюджетных доходов является условие их возвратности.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.
Основным порядком в распределении доходов между бюджетами является закрепление доходов за бюджетами. Доходы могут быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При закреплении тех или иных доходов за бюджетами учитывается принцип территориальности. Согласно этому принципу в бюджето пределенной территории отчисляются средства предприятий, находящихся на этой территории, независимо от их подчиненности.
Порядок распределения доходов дан в ст. 13 Закона “Об основах бюджетных прав”.
Состав доходов бюджетов субъектов РФ, включая бюджеты городов федерального подчинения, зачисляются:
подоходный налог с предприятий и организаций (полностью или частично); подоходный налог с физических лиц(полностью или частично); часть платежей за землю;
50% налога на имущество предприятий;
налоги и другие платежи за пользование недрами;
налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично за соответствующими бюджетами;
часть доходов от государственных займов и государственной денежно-вещевой лотереи;
доходы от займов и денежно-вещевых лотерей, организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти;
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей государственной собственности;
часть доходов от приватизации государственного имущества;
иные доходы.
Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В бюджеты этих уровней зачисляются еще местные налоги и сборы.
Глава третья. Направления реформирования бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности.
Не секрет, что бюджетная система, как и множество других систем основана на определенных факторах, от которых зависит ее нормальное функционирование. Для устранения плохих последствий влияния этих факторов и самих факторов порождающих их, применяется реформирование. Итак, рассмотрим основные направления этого процесса в бюджетной системе Российской Федерации.
Как и во многих подобных процессах можно выделить определенные группы этих реформирований. Среди них наиболее важными являются: расходы и доходы, межбюджетные отношения и другие. Рассмотрим их поподробнее.
Должны быть применены меры для снижения инфляции. Необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года.
Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе
На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.
Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объёма предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом.
В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надёжных эмитентов.
Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.
Для полноценного использования преимуществ 3-летнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок,