Файл: Профессиональная яконцепция педагога.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Профессиональная я-концепция педагога

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать,

Я-концепция, самооценка и самоотношение. 

По А. А. Реану, целесообразно выделять:

б) личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».

Также в структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять (А. А. Реан, 1999):

а) самооценку результата связана с оценкой достигнутого результата деятельности (общего и парциального) и отражает удовлетворенность—неудовлетворенность достижениями.

б) самооценку потенциала связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей, и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

Следовательно, можно заключить, что уровень самооценки и оптимальность ее структуры являются индикаторами и регуляторами стрессоустойчивости педагога.

Профессиональная я-концепция педагога

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать,

Я-концепция, самооценка и самоотношение. 

По А. А. Реану, целесообразно выделять:

а) операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированность умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (система знаний).

б) личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».

Также в структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять (А. А. Реан, 1999):

а) самооценку результата связана с оценкой достигнутого результата деятельности (общего и парциального) и отражает удовлетворенность—неудовлетворенность достижениями.

б) самооценку потенциала связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей, и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

Экспериментальное исследование Г. И. Метельского (1979) выявило следующий факт: с повышением степени тревожности у учителя наблюдается снижение случаев переоценки и увеличение примеров пониженной самооценки. Схожие данные получены в исследовании Е. А. Залученова и Л. В. Бороздина (1993).

Следовательно, можно заключить, что уровень самооценки и оптимальность ее структуры являются индикаторами и регуляторами стрессоустойчивости педагога.

  • Стрессогенность педагогической деятельности обусловлена мерой и количеством трудностей, возникающих при решении педагогических задач.
  • Трудности педагогической деятельности являются специфичными для каждого этапа учебно-воспитательного процесса.
  • Педагогические затруднения детерминированы
  • Личностные черты и педагогические умения, определяющие успешность преодоления стрессогенных факторов — стрессоустойчивость, связаны с уровнем профессионального мастерства учителя.
  • Уровень профессионального мастерства определяет специфичность влияния на учителя трудностей
  • Трудности оказывают позитивное (стимулирующее) влияние на учителей высокого уровня профессионального мастерства и негативно (дезорганизующе) сказываются на деятельности педагогов низкого уровня мастерства.
  • Основная роль в преодолении трудностей, сопровождающих учебно-воспитательный процесс, принадлежит соответствующим конкретному этапу педагогической деятельности профессионально-педагогическим умениям учителя.
  • Стрессоустойчивость учителя зависит от сформированности общих и специальных педагогических умений и интеллектуального развития