ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная я-концепция педагога
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать,
Я-концепция, самооценка и самоотношение.
По А. А. Реану, целесообразно выделять:
а) операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированность умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (система знаний).б) личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».
Также в структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять (А. А. Реан, 1999):
а) самооценку результата связана с оценкой достигнутого результата деятельности (общего и парциального) и отражает удовлетворенность—неудовлетворенность достижениями.
б) самооценку потенциала связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей, и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Экспериментальное исследование Г. И. Метельского (1979) выявило следующий факт: с повышением степени тревожности у учителя наблюдается снижение случаев переоценки и увеличение примеров пониженной самооценки. Схожие данные получены в исследовании Е. А. Залученова и Л. В. Бороздина (1993).Следовательно, можно заключить, что уровень самооценки и оптимальность ее структуры являются индикаторами и регуляторами стрессоустойчивости педагога.
- Стрессогенность педагогической деятельности обусловлена мерой и количеством трудностей, возникающих при решении педагогических задач.
- Трудности педагогической деятельности являются специфичными для каждого этапа учебно-воспитательного процесса.
- Педагогические затруднения детерминированы
- Личностные черты и педагогические умения, определяющие успешность преодоления стрессогенных факторов — стрессоустойчивость, связаны с уровнем профессионального мастерства учителя.
- Уровень профессионального мастерства определяет специфичность влияния на учителя трудностей
- Трудности оказывают позитивное (стимулирующее) влияние на учителей высокого уровня профессионального мастерства и негативно (дезорганизующе) сказываются на деятельности педагогов низкого уровня мастерства.
- Основная роль в преодолении трудностей, сопровождающих учебно-воспитательный процесс, принадлежит соответствующим конкретному этапу педагогической деятельности профессионально-педагогическим умениям учителя.
- Стрессоустойчивость учителя зависит от сформированности общих и специальных педагогических умений и интеллектуального развития