Файл: 1. Основные методологические подходы к изучению конфликта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология



Группа Пм22УП171в
Студент
А.А. Никитина


МОСКВА 2023

1.Основные методологические подходы к изучению конфликта.
В общем методологическом плане существует две модели исследования конфликта:

Первая модель (структурная) делает акцент на анализе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также в установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение сторон и его формы.

Вторая модель (процессуальная) анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Согласно этому подходу действия системы и ее составных частей, направленные на достижение цели с применением определенных средств, рассматривается как осуществление функции системы и ее элементов.

Основные методы системного анализа социального конфликта:

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.


Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений. Структурно-функциональный подход в исследовании современных социальных конфликтов базируется на основных системных идеях социологии и ряде основных методологических положений социального взаимодействия.

Рассматривая социальный конфликт как целостный социальный объект и социальную систему, имеющую свою структуру (структурный функционализм), позволяет сосредоточить основное внимание исследователя-социолога на связях между составными частями (элементами структуры) социальных конфликтов. Именно анализ системных связей в звене: конфликтная ситуация, социальная среда, способы противоборства в конфликте и т.д. позволяют рассматривать и исследовать конфликт как системную целостность.

Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен системно-ситуационным (в социологии в рамках системной методологии) или процессуально — динамическим методом (в социальной психологии), позволяющим углубить исследование конфликта.

При системно-ситуационном подходе конфликт рассматривается как социально обусловленная и динамичная система, не сводимая к простой сумме элементов. В качестве единицы используется конфликтная ситуация.

Основные элементы структуры социального конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие. Она имеет определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Например, конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие ситуации: конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения; ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников; ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала; силовое освобождение заложников; следствие по данному делу; суд.

В зависимости от задач изучения данного конфликта эти ситуации могут быть объединены в одну макроситуацию. Кроме того, в структуре каждой из шести ситуаций могут быть выделены еще конфликтные ситуации, длительность которых определяется временем

, в течение которого основные участники конфликта обмениваются единичным действием. Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта.

Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. В век развития информационных технологий, социальный конфликт любого уровня не может происходит вне информационного поля. Посредством данного метода возможен анализ роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликтов, закономерностей информационного обмена и т.д.
2. Субъектно-деятельностный метод. Социальный конфликт, поскольку он выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, их особую деятельную взаимосвязь в виде противостояния и противоборства, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхода. Именно этот подход, по мнению Е.И. Степанова, «способен выступить адекватной общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии».

Он ориентирует на анализ социальной действительности как диалектически противоречивого процесса субъект-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе позволяет осмыслить конкретные типы, виды, формы экономической, социально-политической и духовной преобразующей деятельности, ее реальных носителей, основные детерминанты и механизмы взаимосвязи объективных и субъективных факторов и т.п. Вспомните название книги А. Турена.

Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению – предметному, личностному, групповому. Субъект потому и выступает субъектом, отличным от своего окружения и противоположным ему, что его связь с этим окружением, будучи необходимой для самого существования, является в то же время не механически жесткой, а достаточно вариативной. Активность субъекта и есть прежде всего выражение противоречивости его взаимосвязи с действительностью и стремлении снять, преодолеть эту противоречивость посредством собственных усилий. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном наличном бытии противостоит ругой субъект (или субъекты), эта противоречивая взаимосвязь со своим объективным окружением и принимает форму конфликта.


Именно субъективно-деятельностных подход позволяет анализировать социальный конфликт как разрешимое противоречие. Также он помогает соотнести между собой и связать в целостную систему те наиболее общие понятийные средства, которые характеризуют движение социальных противоречий в субъектной форме, начиная от их восприятия в виде соответствующих потребностей и кончая выработкой определенных социальных целей, личностных черт и стереотипов поведения социальных субъектов, интересы и ценностные ориентациикоторых приходят на этой основе в острое конфликтное столкновение.

А.Г. Здравомыслов, считая, что в основе противодействия сторон в конфликте лежат потребности, интересы и ценности, а сам конфликт разворачивается в трех сферах жизнедеятельности – экономической, политической и культурной предлагает следующую схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности.

В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации общества, уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага». Именно эта понятийная сетка позволит учесть и внутреннюю детерминацию поступков общественных индивидов и социальных групп в конкретных конфликтных ситуациях и дать возможность принципиально разрешить данный конфликт. Лишь признание каждой из сторон равноправности другой и правомерности тех оснований, которые побудили ее к конфликтному противоборству, создает необходимые условия для их примирения и для разрешения, возникшего между ними существенного противоречия посредством компромисса или консенсуса.

Для выработки основных принципов управления социальным конфликтом (например, конфликты в организации) используется прикладной анализ – это последовательность исследовательских процедур, направленных на исследование составляющих конфликтной ситуации и предмета конфликта и выработке на этой основе адекватных социальный действий (социальных технологий), направленных конструктивное урегулирование конфликтного взаимодействия.

2.Построение конфликтной модели общества.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. приводят к конфликтам в современном обществе. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обусловливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Социология конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами.

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам.

Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии. Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?