ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Термины, определения, понятия, разные века
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве X–XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. В X–XII вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих «мужей» («огнищане») и так называемых земских («старцы градские»), потомков родоплеменной знати.
В период раздробленности (XII–XV вв.) с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр «путных», которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Постепенно имущественные и политические права бояр ограничивались, происходили изменения в социальном составе боярства (расслоение на «старых» и «молодых», проникновение в ряды боярства представителей других слоёв населения, например купеческой верхушки). Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV.
В XVII в. состав боярства сильно изменился. Происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714 г.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – начала XVIII в., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы. Состояла из представителей феодальной аристократии; её деятельность носила законосовещательный характер.
В IX–XI вв. боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); иногда на них присутствовали представители духовенства (митрополит и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д.
В период феодальной раздробленности боярская дума являлась феодальной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя с его вассалами, обладающими определённой политической силой. С образованием в конце XV в. централизованного государства боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при московском великом князе (царе). В неё входили «думные» чины – бояре и окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в Думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Позиции удельной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены при Иване IV Грозном реформами 1550-х гг. и опричниной.
Боярская дума обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем (царём). Решение в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили».
Ликвидирована при Петре I в 1711 г.
Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече (от «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян.
В летописи впервые упоминается о Белгороде в 997 г. ВZедению веча подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей власти (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землёй и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Судебные и административные вопросы, как правило, не входили в компетенцию веча.
В Северо-Восточной Руси вечевые учреждения были ликвидированы к концу XIV в. Дольше всего вечевой строй сохранялся в Новгородской и Псковской феодальных республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече в этих городах было упразднено.
Вира – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. По «Русской Правде», за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжёлые увечья. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.
Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. В качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения воеводы упоминаются в русских летописях с X в.
Военная демократия – форма общественных отношений, сложившаяся у восточных славян в VII–VIII вв., для которой характерны: а) особая роль народного собрания (племенного схода) как высшего органа власти; б) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших вопросов жизни племени; в) всеобщее вооружение населения.
Волхвы – древне-русское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи в 912 г. в связи с сообщением о предсказании ими смерти кн. Олегу. В XI в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), Белоозере и др., во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией. С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства. Так, в 1227 г. в Новгороде были публично сожжены 4 волхва.
Вотчина – вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное землевладение. Владелец вотчины мог передавать её по наследству, продавать, закладывать и т.п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. В Киевской Руси в IX–X вв. уже существовали феодальные вотчины князей и бояр.
В XI–XV вв. вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения. Вотчинами владели в основном бояре, «вольные слуги», а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья в недвижимое имущество.
Дворянство – юридически оформленная в качестве господствующего сословия часть феодального общества, обладающая определёнными, передаваемыми по наследству привилегиями.
В Древней Руси XII–XIII вв. дворянство возникло как низшая прослойка военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве князя или вотчинника, дворяне назывались «вольными слугами». С XIV в. князь и вотчинники «жалуют» дворянам за службу землю (так появляются поместья). В период объединения русских земель дворянство становится важнейшей социальной опорой великокняжеской власти. С середины XVI в. роль дворянства усиливается. Оформлялись его политические права.
Дворянское сословие в России было ликвидировано декретом ЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11(24) ноября 1917 г.
Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя; военная организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. Вождь (князь) и дружина были связаны взаимными обязательствами. Дружина должна была защищать вождя (князя), последний – содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счёт военной добычи, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Свои дружины в Древней Руси имел не только киевский князь, но и его наместники.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба.
Изгои (от «гоить» – жить) – на Руси XI–XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Изгои упоминаются в «Русской Правде». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Лествичное право – от слова «лествица» (лестница). Обычай княжеского наследования в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Порядок княжения был следующим: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси после принятия христианства в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально митрополиты назначались на Русь Константинопольским патриархом. В 1051 г. Ярославом Мудрым без согласия патриарха киевским митрополитом был поставлен Иларион, по-видимому смещённый сразу после смерти Ярослава Мудрого. После 1299 г. местом постоянного пребывания Киевского митрополита и его двора стал г. Владимирна-Клязьме, в конце 1326 г. – Москва.
Наместник – должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления народных выступлений. Вознаграждались за службу путём кормлений. В 1555–1556 гг. система наместничества была заменена выборными земскими учреждениями.
Огнищанин (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. – старший дружинник, «княжой муж», боярин. По «Краткой Русской Правде», за убийство огнищанина полагалась двойная вира (80 гривен вместо 40; за смерда – 5 гривен).
Повоз – система сбора дани, введённая киевской княгиней Ольгой в 945 г., при которой князь с дружиной не объезжал все подвластные селения, а приезжал за данью в специально определённые места – погосты.
Погост – места сбора дани, введённые киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племён для сбора дани. Просуществовало до 945 г., заменено повозом.
Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шестерых, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» посадник. Реформой 1416–1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве институт посадничества в них был ликвидирован.
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно-общинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии рабовладельческую стадию. Во главе государства стоял старший киевский князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин. Важную государственную и политическую роль продолжало играть вече. Управление на местах осуществлялось первоначально местными князьями, затем посадниками киевского князя. Общественные отношения строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
«Русская Правда» – древнейший дошедший до нас сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Первая редакция – «Правда Ярослава» – создана до 1054 г. В последующем изменялась и дополнялась («Правда Ярославичей», «Покон вирный», «Урок мостникам», Устав Владимира Мономаха, Устав о холопах).
Рядовичи – в Киевской Руси это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По «Русской Правде», штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа или смерда.