ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В Древней Руси смерды отмечены в источниках XI–XII вв. («Русская Правда» и др.). Понятие «смерды» в литературе трактуется различно:
1) смерды – обозначение всей массы сельского населения. Первоначально смерды – свободные общинники, затем они постепенно утрачивают свою свободу, и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые смерды;
2) смерды – крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью. Смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершённые проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
В некоторых случаях термином «смерд» в XII в. обозначалось всё сельское население той или иной местности.
Староста – представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайный старосты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины, ратайный староста – вотчинной пашней. За убийство старосты взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.
Схизма (греч. sxisma, букв. «расщепление») – разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Несмотря на официальный характер раскола в 1054 г., окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Тиун – в «Краткой Русской Правде» (XI в.) группа привилегированных княжеских слуг, жизнь которых ограждалась двойной вирой. В «Пространной Правде» (начало XIII в.) и «Слове Даниила Заточника» – более широкий круг лиц, участвовавших в управлении княжеским хозяйством. Часть из них была несвободной. К XII в. тиуны появляются и у бояр.
Тысяцкий – военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). В Новгородской феодальной республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определённый срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьёй по торговым делам. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями. К середине XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.
Урок – размер дани с подвластных восточнославянских племён, установленный киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Усобицы – борьба представителей княжеского дома за власть. Первая усобица началась в 972 г. после гибели кн. Святослава.
Холопы – категория феодально-зависимых людей в X – начале XVIII в. По правовому положению приближались к рабам. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог распоряжаться неограниченно. В то же время господин нёс ответственность за действия холопа. Xолопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Челядь – наименование зависимого населения в Древней Руси. В VI–IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства. В IX–X вв. челядь – рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально-зависимого населения. В XVIII–XIX вв. челядью называли дворовых слуг помещика.
Аскольд и Дир – киевские князья (вторая половина IX в.). Согласно «Повести временных лет», дружинники Рюрика, отпросившиеся у него в Царьград (Константинополь). По дороге они остановились в Киеве и стали там княжить. В 866 г. совершили поход на Византию. В 882 г. убиты новгородским кн. Олегом Вещим, объединившим Киев и Новгород.
Борис и Глеб – младшие сыновья киевского кн. Владимира I Святославича. Около 987–989 г. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Русской православной церковью причислены к лику святых.
Добрыня – дядя и воевода Владимира Святославича, брат его матери Малуши. После гибели в 980 г. Ярополка и вокняжения Владимира в Киеве Добрыня стал наместником в Новгороде. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 г. По преданию в 989 г. крестил Новгород «огнём и мечом», при этом сбросил в Волхов статую Перуна, им же в 980 г. воздвигнутую. Исторический прототип былинного Добрыни Никитича.
Иларион (середина XI в) – первый киевский митрополит из русских (с 1051 г.). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о его судьбе после 1055 г. в летописях нет. Иларион – автор «Слова о законе и благодати» (1037–1050), в котором он утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощён чужеземцами.
Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (820–885) – славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки (глаголицы), первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
Kонстантин VII Багрянородный (Порфирородный) (905–959) – византийский император с 913 г. Во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Халифатом, Болгарией и Русью. Государственному правлению Константин VII предпочитал литературные занятия. Автор ряда трудов. Среди них – «Об управлении империей», в котором приводится ряд ценных сведений о народах, окружавших Византию, в том числе и о русских.
Kонстантин IX Мономах (ум. в 1055) – византийский император в 1042–1055 гг. В 1043 г. вёл войну с Русью. В 1046–1047 гг. заключил с ней союз, скреплённый браком родственницы Константина IX Марии с Всеволодом Ярославичем.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.
Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), древнерусский историк и публицист. В 1080-х гг. написал «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба», около 1094 г. – «Житие» Феодосия Печерского. Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет». Похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
Путята (ум. не ранее 1113) – воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 г. возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 г. возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 г. на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания (1113 г.) двор Путяты был разграблен.
Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен Киево-Печерского монастыря. Родился в Василёве, получил хорошее образование. В 1055–1056 гг. постригся в монахи. Отличался исключительным аскетизмом, с юности носил вериги. С 1060-х гг. – игумен Печерского монастыря, который он значительно расширил. Ввёл монастырский устав по греческому образцу, отличавшийся строгостью и внедрявший полное общежитие монахов, одинаковую одежду, общность имущества и т.п. Феодосию Печерскому приписывается ряд поучений и посланий. В 1091 г. канонизирован.
Автокефалия (греч. «самовозглавление») – административная независимость национальной (поместной) церкви. Православная церковь существует в виде самостоятельных поместных церквей, что не нарушает единства веры, священнодействий, духовного опыта. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митрополита Московского и всея Руси Ионы независимо от Константинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества в 1589 г. утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. Во главе управления автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.
Русская Православная Церковь статус автокефалии имеет дефакто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем. В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова.
Баскак (тюрк.) – чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учётом населения в завоёванных землях. На Руси баскаки появились в середине XIII в. В начале XIV в. в связи с усилением антиордынской борьбы ханы Золотой Орды были вынуждены прекратить посылку на Русь баскаков и передали сбор дани русским князьям.
Дань – в XIII–XV вв. ежегодные выплаты, взимавшиеся с русских земель в пользу Золотой Орды (так называемый царёв, или ордынский, выход).
Вотчина – комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.
В России вотчина стала формироваться в X–XI вв. Владельцами вотчин были как частные лица (вотчинники), так и монастыри. Вотчинник мог передать по наследству, обменять, продать вотчину. В XIII–XV вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные прави- тельством) и купленные. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина».
Золотая Орда (Улус Джучи, Джучиев Улус) – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, в улус которого входили Хорезм, Северный Кавказ. В итоге походов Батыя 1236–1240 гг. в Золотую Орду вошли области волжских болгар, половецкие степи (Дешт-и-Кипчак), Крым, Западная Сибирь. Русские земли не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от неё, платили дань и подчинялись приказам ханов в ряде важных политических вопросов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье. Столицы – г. Сарай-Бату (близ современной Астрахани), затем г. Сарай-Берке (близ современного Волгограда). Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но с 1266 г. стала полностью независимой. Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи – съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. В 1312 г. государственной религией в Золотой Орде стал ислам. С 1357 г. в Орде начинаются междоусобицы. В середине XV в. Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств: Сибирское, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Астраханское и др. Правопреемницей Золотой Орды считалась Большая Орда, разгромленная в 1502 г. крымскими и тюменскими татарами.
Летопись – исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях определённого года обычно начинался словами: «в лето». Слова «летопись» и «летописец» равнозначны. Летописцем также называют составителя такого произведения. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. В состав летописей включались произведения древнерусской литературы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище» и др. Древние летописи XI–XII вв. сохранились только в позднейших списках. Наиболее древние из них – монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, около 1377 г.) и Ипатьевская XIV в. (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). В их основе более древний свод начала XII в., известный как «Повесть временных лет», созданный монахом Печерского монастыря в Киеве Нестором.