ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любечский съезд – съезд русских князей, состоявшийся в 1097 г. в г. Любече (на Днепре). На съезде присутствовало 6 князей: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давид Святославичи, Давид Игоревич, Василька Ростиславич. Князья договорились: а) о сохранении мира между братьями; б) о единстве в обороне русских земель; в) о разделе земель на принципе наследования князьями земель своих отцов («каждый да держит отчину свою»). Решения съезда юридически закрепили распад единого Древнерусского государства, но не смогли обеспечить прекращение княжеских усобиц. Сразу же после съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что привело к новой междоусобной войне.
Монголо-татарское иго на Руси – система властвования монголо-татарских завоевателей в XIII–XV вв., включавшая в себя организацию управления завоёванными территориями Руси и определённую политику в отношении различных классов и социальных групп населения. Русские княжества ежегодно выплачивали дань, для определения размеров которой в 1257–1259 гг. была осуществлена перепись населения. От выплаты дани были освобождены монахи и священнослужители. Население Руси было обязано нести подводную и воинскую повинности, содержать ханских послов и т. п. В русские земли (исключая Новгород) были назначены наместники – баскаки, наделённые большими военно-административными полномочиями. Права русских князей на княжение подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками. Передавая ярлык на великое владимирское княжение от одного князя другому, золотоордынские ханы постоянно провоцировали междоусобную борьбу между ними, что затрудняло объединение сил для борьбы против самой Золотой Орды. После поражения войск Мамая в Куликовской битве 1380 г. русские земли продолжали платить дань, но монголо-татарское иго на протяжении XV в. принимало всё более номинальный характер. В 1476 г. московский князь Иван III отказался от уплаты дани Орде. С провалом в 1480 г. военного похода хана Ахмеда (Ахмата) произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Натуральное хозяйствo – тип хозяйства, при котором, в противоположность товарному, продукты производятся для собственного потребления. При этом в натуральном хозяйстве производятся все виды хозяйственных работ, обеспечивающих население набором необходимых продуктов. По мере углубления общественного разделения труда натуральное хозяйство вытеснялось товарным производством. Дольше всего натуральный характер хозяйства сохранялся в обществах, где существовали патриархальные сельские общины.
Подданство –
1) система общественных отношений, характеризующаяся, в отличие от договорных (сюзеренно-вассальных) отношений, полным подчинении слуги господину. В русской общественно-политической практике нашла выражение во фразе «Аз есм холоп твой» («Я раб твой»), с которой начинали своё обращение к великому князю (царю) Московскому представители всех сословий.
2) термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству.
Поместье – условная форма феодальной собственности на землю. Земля, данная князем или вотчинником своему слуге за службы и на время службы.
Посадник –
1) первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г.
2) Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» – посадник. Реформой 1416—1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 гг. известны 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.
Съезды князей – с целью договориться о прекращении распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь набегов половцев в конце XI–начале XII в. наиболее влиятельные представители рода Рюриковичей собирались на съезды. Особое значение имели Любечский, Витичевский и Долобский съезды.
Удел (от старослав. «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве. На Руси XII–XVI вв. государственное образование, земельная собственность князя как политического владетеля. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, но имели собственный аппарат управления, войска, а с XIV в. – выпускали собственную монету. Удельная система была ликвидирована с образованием Московского централизованного государства. Последним удельным князем был сын Ивана IV царевич Дмитрий, погибший в 1591 г.
Число – государственная налоговая система, введённая в 50-х гг. XIII в. на территориях, подвластных монгольским ханам, в том числе в русских землях. Налог взимался поголовно, пропорционально имуществу плательщиков. Для этого монгольскими чиновниками из Каракорума были проведены переписи населения, которое делилось на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). Служители церкви из переписи исключались. Лица, проводившие перепись, назывались на Руси численниками или писцами.
Ярлыки ханские (от тюркского «ярл-эк» – повеление, приказ) – письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Наиболее часто ярлыки являлись иммунитетными (защитными) льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды подвластным им светским и духовным феодалам. Ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ярлыкам, выданным русским митрополитам, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения других повинностей.
Батый (Бату, Саин-хан) (умер 1255) – монгольский хан, второй сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца (1227 г.) стал главой улуса Джучи, участвовал во всех главных военных походах татаро-монголов. В 1236–1243 гг. возглавлял поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения в 1236 г. Дешт-и-Кыпчака (Половецкая степь) и завоевания Руси (1237–1240 гг.) совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран. По возвращении в 1243 г. из похода в Европу Батый обосновался на Нижней Волге, где возникло монгольское государство Золотая Орда.
Биргер ярл (нач. XIII в. — 1266) – государственный деятель Швеции. Правитель (ярл) государства с 1247 г. при короле Эрике Эрик- соне, а с 1250 г. – при короле Вальдемаре I, своём сыне. Проводил политику усиления королевской власти. Возглавил поход против Новгорода, но был разгромлен новгородским князем Александром Ярославичем в Невской битве 15 июля 1240 г. В шведских источниках, однако, это событие никак не отражено. После этого шведская агрессия была направлена против Финляндии.
Иона (1390-е — 1461) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461 гг., святой Русской церкви (канонизирован в 1547 г.). В 12 лет принял монашеский постриг в одном из галичских монастырей. На Соборе 15 декабря 1448 г. был избран митрополитом Киевским и всея Руси, но постоянно проживал в Москве. Последний московский святитель, носивший титул митрополита Киевского. Имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя.
Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) (ок. 1155 – 1227) – основатель первого в истории единого монгольского государства, полководец. В 1183–1204 гг. разгромил основных соперников в борьбе за власть. В 1206 г. на курултае (съезде степной аристократии) был провозглашён великим ханом над всеми монголами с титулом Чингисхан (от тюрк. тенгиз — «океан, море»). В 1206 г. он обнародовал постановления, представляющие собой кодификацию обычного права (яса). В 1211 г.
Выход крестьянский – право крестьянина в России XI–XVII вв. покидать феодала. Судебник 1497 г. установил единый срок в году, в Юрьев день, для выхода крестьянского с обязательной выплатой феодалу-землевладельцу пожилого. В 1581 г. правительство Ивана IV в обстановке тяжёлого хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной и опричниной, запретило в ряде районов (главным образом северных и центральных) выход крестьянский, введя заповедные лета, а около 1592–1593 гг. был издан указ, запретивший вы- ход крестьянский на всей территории государства. Частичное разрешение выхода крестьянского было произведено Борисом Годуновым в 1601–1602 гг. во время голода. Указ о запрещении выхода крестьянского был подтверждён 9 марта 1607 г. в Соборном уложении царя Василия Шуйского, принятом в разгар восстания И.И. Болотникова и призванном укрепить систему крепостнических отношений. Соборное уложение 1649 г. полностью отменило выход крестьянский.
Ереси (от греческого hairеsis – особое вероучение) – течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с XI в. В XIV–XV вв. известна ересь стригольников в Новгороде и Пскове, в конце XV – начале XVI в. ересь жидовствующих в Новгороде и Москве. Наибольшего развития в России ереси получили в середине XVI в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине (Матвей Семёнович Башкин, Феодосий Косой и др.).