Файл: Термины, определения, понятия, разные века Бояре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ланской Сергей Степанович (1787–1862) — русский государственный деятель. В молодости — видный масон, участник декабристского «Союза благоденствия», из которого вышел задолго до восстания. Впоследствии придерживался последовательно консервативных взглядов. В 1855–1861 гг. — министр внутренних дел. Сторонник и участник подготовки и проведения крестьянской реформы. После отмены крепостного права вынужден был уйти в отставку.
Лорис-Меликов Михаил Тариэлович (1825–1888) — выдающийся российский военачальник и государственный деятель, граф, генерал от кавалерии, министр внутренних дел. Участник Кавказской, Крымской и Русско-турецкой (1877–1878 гг.) войн. В 1863–1875 гг. начальник Терской области. В 1879 г. назначен временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором, затем — временным харьковским генерал-губернатором. Ведя решительную борьбу с революционным движением, пытался привлечь на свою сторону оппозиционную часть общества. В августе 1880 г. назначен министром внутренних дел и шефом жандармов. Представил Александру II доклад, в котором ставил вопрос о проведении ряда экономических реформ (введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей, отмена подушной подати и т. д.) и выступал за создание выборного государственного органа (так называемая конституция Лорис-Меликова). Доклад был одобрен Александром II. После убийства Александра II и издания Александром III манифеста об укреплении самодержавия вышел в отставку. Последние годы жизни жил преимущественно за границей.
Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912) — государственный и военный деятель, граф (1878), генерал-фельдмаршал (1898), почётный член Петербургской академии наук (1866). Брат Н. А. Милютина. В 1861–1881 гг. военный министр, провёл военные реформы 1860–1870-х гг.
Милютин Николай Алексеевич (1818–1872) — государственный деятель. Брат Д. А. Милютина. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». Во второй половине 1850-х гг. входит в кружок Великой княгини Елены Павловны, сближается с Вел. кн. Константином Николаевичем и министром внутренних дел С. С. Ланским. В 1859–1861 гг. товарищ (заместитель) министра внутренних дел, руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861 г. Занимая либеральные и славянофильские позиции, выступал против позиции большей части губернских комитетов по крестьянскому делу. После обнародования Манифеста об отмене крепостного права вместе с графом С. С. Ланским подал в отставку. Провёл крестьянскую реформу 1864 г. в Царстве Польском. Член Государственного Совета с 1865 г.

Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — русский государственный деятель, юрист. Преподавал законоведение великим князьям, в том числе наследникам престола будущим императорам Александру III и Николаю II. С 1868 г. — сенатор, с 1872 г. — член Государственного совета, в 1880–1905 гг. — обер-прокурор Синода. В 1880-х гг. оказывал исключительное влияние на Александра III и проводившийся им правительственный курс. Автор манифеста 29 апреля 1881 г. об укреплении самодержавия.
Половцов Александр Александрович (1832–1909) — государственный деятель. С 1851 г. — чиновник Сената, с 1873 г. — сенатор, в 1883–1892 г. — государственный секретарь, с 1892 — член Государственного совета. Организатор, а с 1879 г. председатель Русского исторического общества. Почётный член Петербургской АН (1884). Автор «Дневника», который вёлся с конца 1850-х гг. Опубликован дневник за 1883–1892 гг.
Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) — русский военный деятель, генерал-адъютант (1878), генерал от инфантерии (1881). Участвовал в Хивинском походе 1873 г. и подавлении Кокандского восстания 1874–1876 гг. С февраля 1876 г. — военный губернатор и командующий войсками Ферганской области. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. состоял при штабе главнокомандующего, затем был начальником штаба Кавказской казачьей дивизии. Отличился при штурме Плевны, овладении Ловчей и при переходе через Балканы, сыграв решающую роль в бою при Шипке-Шейново. В феврале 1878 г. занял Сан-Стефано под Стамбулом. В 1880–1881 гг. руководил 2-й Ахал-Текинской экспедицией, во время которой была завоёвана Туркмения. За эту победу Скобелев был произведён в генералы от инфантерии и получил орден св. Георгия 2-й степени. Разделял славянофильские взгляды, мечтая об объединении славянских государств, видя в России лидера славянского мира. В 1882 г., находясь в Париже, выступал в защиту балканских народов против политики Германии и Австро-Венгрии как врагов славянства, что вызвало международные осложнения. Был отозван Александром III и вскоре внезапно умер в Москве. Обладал большой отвагой и храбростью. Его называли Белым генералом за появление под огнём врага верхом на белом коне, в белом кителе и белой фуражке или папахе.


Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889) — русский государственный деятель, граф, член Государственного совета (1866). В 1850-е гг. примыкал к группе либеральной бюрократии, возглавлявшейся вел. кн. Константином Николаевичем. С начала 1860-х гг. переходит на консервативные позиции. В 1882–1889 гг. министр внутренних дел и шеф жандармов. Участвовал в разработке проектов контрреформ — закона 1889 г. о земских начальниках и Положения 1890 г. о земских учреждениях.
Акмеизм (от греч. — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Термин «акмеизм» предложен в 1912 г. Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким. По их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Представители акмеизма: Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911–1914 гг., 1920–1922 гг.), примыкали к журналу «Аполлон». В 1912–1913 гг. издавали журнал «Гиперборей», альманахи «Цеха поэтов».
Антанта (от французского Entente, буквально — «согласие») — «Тройственное согласие», союз Великобритании, Франции и России, направленный против Германии и её союзников; оформлен рядом соглашений в 1904–1907 г., объединил в ходе Первой мировой войны свыше 20 государств (среди них США, Япония, Италия).  Бонапартизм — одна из форм диктатуры, опирающаяся на военных и бюрократический аппарат и заключающаяся в лавировании государственной власти между враждебными социальными группировками в условиях кризиса политической системы. Элементы бонапартизма в России были свойственны политике П. А. Столыпина.
Булыгинская дума — 6 августа 1905 г. опубликован манифест Николая II «Об учреждении Государственной думы», согласно которому Думе отводилась роль законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами. Манифест вызвал многочисленные акции протеста и был пересмотрен. Проект манифеста подготовлен министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, в связи с чем он получил название «Булыгинская дума».

Гаагские мирные конференции — 1-я Гаагская конференция (1899 г.) созвана по инициативе российского императора Николая II. В конференции приняли участие 27 государств, в том числе США, Китай, Япония, Персия, Сиам. Главная цель конференции — сокращение вооружений и военных бюджетов — не была достигнута. Конференция закончилась подписанием 6 конвенций и деклараций. В Гааге учреждён постоянный международный трибунал для мирного разрешения международных споров. Во 2-й Гаагской конференции (1907 г.) приняли участие 43 государства. Принято 13 конвенций, в том числе «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны».
Декадентство (декаданс — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX — начала XX в., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политических и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам. В группу русских декадентов старшего поколения в 1880-х — 1890-х гг. входили поэты и беллетристы К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, Зинаида Гиппиус, ранний В. Я. Брюсов. Термин «декаданс» нередко используется как синоним модернизма.
Земгор — объединённый комитет Земского и Городского союзов. Создан 10 июля 1915 г. для помощи правительству в организации снабжения русской армии. Ведал мобилизацией мелкой и кустарной промышленности. В январе 1918 г. упразднён декретом СНК, но его деятели продолжали работу в эмиграции. Временный Главный Комитет Земгора находился во Франции, в Париже, имел филиалы во всех странах проживания российских эмигрантов и вёл активную работу по оказанию им разного вида содействия.
Зубатовщина («полицейский социализм») — правительственная политика в рабочем вопросе в начале XX в.; создание легальных профессиональных рабочих организаций под контролем правительственных учреждений. Инициатор — начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов. Цель — отвлечение рабочих от революционной борьбы, ослабление влияния радикальных революционных организаций в пролетарской среде.

Картель — простейшая форма монополистического объединения. Соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объёмах производства и сбыта, обмене патентами и т. д. Фирмы, вступившие в картель, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.
Концерн — финансово-промышленная группа компаний, сохраняющих юридическую и хозяйственную самостоятельность при координации со стороны доминирующих финансовых структур. Участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
«Мир искусства» — художественное объединение, сыгравшее исключительно важную роль в истории русского символизма и модерна. Сложилось в Петербурге в 1898 г. (А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувель и Д. В. Философов; затем к ним примкнули Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и С. П. Дягилев, фактически возглавивший кружок). В 1898–1904 гг. издавали журнал «Мир искусства». Объединение формально прекратило своё существование в 1903 г., слившись с московской группой «36 художников» в «Союз русских художников». Но в 1910 г. ряд мастеров-петербуржцев во главе с Бенуа, недовольные экспозиционной тактикой Союза, вышли из него и возродили «Мир искусства». В числе его новых участников были К. Ф. Богаевский, И. В. Жолтовский, Б. М. Кустодиев, Г. К. Лукомский, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, К. С. Петров-Водкин, З. Е. Серебрякова, Д. С. Стеллецкий, И. А. Фомин, С. В. Чехонин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. Е. Яковлев (таким образом, к художникам активно примкнули и архитекторы со своими эскизами). После революции объединение распалось на петроградскую и московскую группы, в 1920-е гг. окончательно прекратило своё существование. Последняя выставка с таким названием была устроена художниками-эмигрантами в 1927 г. в Париже.
Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве второй половины XIX — начала XX в. Отличительные особенности: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (особенно в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в мир прекрасного все сферы деятельности человека. Представители русского модерна — художники М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецов, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, мирискусники Л. С. Бакст, К. А. Сомов, архитекторы В. В. Шервуд, Ф. О. Шехтель, Г. В. Барановский, А. В. Щусев. В русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму.