ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— общее название последователей различных религиозных групп и церквей в России, не принявших церковную реформу, проведённую патриархом Никоном в середине ХVII века. Идейным лидером старообрядчества в XVII в. был протопоп Аввакум Петров, проповедовавший ненасильственные формы сопротивления — уход в труднодоступные районы, гари (самосожжения) и запощевания (голодная смерть). Старообрядцы находились в оппозиции к официальной Русской Православной Церкви. Преследовались царским правительством до 1905 г.
Столбовский «вечный мир» со Швецией — заключён 27 февраля 1617 г. после шведской интервенции в годы Смуты. Россия вернула Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов. К Швеции отошли Ижорская земля с Ивангородом, Копорьем, Ямом, Орешком и город Корела с уездом. Россия потеряла выход к Балтике.
Церковный раскол — отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653–1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Нововведения патриарха Никона были закреплены Собором русского духовенства в 1654 г., и в 1655 г. одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей. Реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих, расколовшихся на старообрядцев и никонианцев. В 1656 г. защитники старых обрядов, лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви.
Ярмарки — регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определённом месте. Наиболее древняя из ярмарок — Арская (ок. Казани), известна с середины XIII в. Василий III запретил поездки на Арскую ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 г. новую. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность ярмарок была различна (от 1 дня до нескольких месяцев). Ярмарки в период их действия становились не только торговыми, но и своеобразными культурно-просветительскими и общественными центрами того или иного города или села. На территории ярмарок проводились народные гуляния. Ярмарки сыграли крупную роль в развитии средневековой торговли, а также денежного обращения, денежного рынка и кредита.
Аввакум (Аввакум Петров) (1620 или 1621–1682) — протопоп, один из основателей русского старообрядчества, писатель. Сын сельского священника. В 1646–1647 гг., находясь в Москве, был связан с Кружком ревнителей благочестия и стал известен царю Алексею Михайловичу. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 г. сослан в Тобольск, а затем — в Даурию. В 1663 г. возвращён в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. В 1664 г. сослан в Мезень. В 1666 г. его вызвали в Москву. На церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 г. сослали в Пустозёрский острог. Здесь он написал свои главные литературные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками сожжён в срубе.
Бутурлин Василий Васильевич (?–1656) — окольничий (с 1650 г.), ближний боярин и дворецкий (с 1652 г.) царя Алексея Михайловича. В 1651 г. был судьёй Разбойного приказа. В 1653 г. возглавил русское посольство на Украину и на Переяславской раде 8 января 1654 г. принял присягу от украинского народа на верность московскому царю. В 1655 г. — командующий русской армией, посланной на помощь Богдану Хмельницкому в борьбе с польским войском.
Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667) — подьячий Посольского приказа, писатель. Весной 1664 г. послан в войска Я. К. Черкасского для ведения канцелярских дел, но в августе бежал за границу, объясняя это нежеланием писать по принуждению кн. Ю. А. Долгорукова, сменившего Черкасского, донос на его предшественника. В марте 1666 г. принят на шведскую службу. За убийство хозяина дома, в котором он жил, в ноябре 1667 г. казнён. Котошихин — автор сочинения «О России в царствование царя Алексея Михайловича», которое является ценнейшим источником по истории России XVII в.
Крижанич Юрий (ок. 1618–1683) — представитель научной и общественно-политической мысли XVII в., писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером. Крижанич пропагандировал идею славянского единства. Был сторонником унии православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647 г. Прибыв в Москву в 1661 г., по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 г. получил разрешение выехать из России. Крижанич — автор трактатов по философии, политэкономии, историографии, музыке. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха. Крижанич — автор политических сочинений, в т. ч. «Политика» (1663–1666), «О боженном проведении» (1666–1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674). В них выдвинута программа преобразований в Московском царстве.
Матвеев Артамон Сергеевич (1625–1682) — государственный деятель и дипломат. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656–1657 гг. — посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) участвовал в подавлении Медного бунта 1662 г. С 1669 г. возглавил Малороссийский приказ, с 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом и рядом других приказов. Матвеев считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для её решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за Балтийское побережье. В 1672 г. во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. Матвеев состоял в родстве и был близок с царём Алексеем Михайловичем. После его смерти оказался в опале и был сослан. Вернулся в Москву в мае 1682 г., но через несколько дней был убит восставшими стрельцами. Матвеев был образованным для своего времени человеком, явился инициатором составления «Титулярника» — справочника по дипломатической переписке. Руководил составлением «Истории русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича», которые до нас не дошли.
Морозов Борис Иванович (1590–1661) — государственный деятель, руководитель русского правительства в середине XVII в., боярин. Был воспитателем («дядькой») Алексея Михайловича. С 1645 г. фактически возглавлял московскую администрацию. Руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. Морозов был одним из первых поклонников Запада и иноземных обычаев, покровителем киевских учёных, что вызывало неудовольствие многих. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалование служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль, что привело к Соляному бунту в июне 1648 г. Восставшие требовали выдачи Морозова, но царь укрыл его в своём дворце, затем отправил в Кирилло-Белозерский монастырь, но через 4 месяца вернул в Москву. Морозов принимал участие в подготовке Уложения 1649 г. и до конца 1650-х гг. продолжал негласно руководить правительством.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680) — государственный и военный деятель, дипломат. С 1658 г. — думный дворянин, с 1665 — окольничий, с 1667 — боярин. Родился в семье псковского дворянина, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 40-х гг. XVII в. привлечён к дипломатической службе. Ордин-Нащокин был сторонником прогрессивных преобразований в военной и экономической области, поддерживал развитие торговли и промышленности. В 50-х гг. он предложил реформировать армию путём введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения менее боеспособной дворянской конницы. Участвовал в Русско-польской 1654–1667 гг. и Русско-шведской 1656–1658 гг. войнах. В 1656 г. подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 г. вёл переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия (Валиесарский договор). В 1662–1666 гг. участвовал в переговорах с Польшей и подписал Андрусовское перемирие 1667 г. Руководил составлением Новоторгового устава 1667 г. В 1667 г. назначен главой Посольского приказа. Значительно активизировал внешнюю политику России. Являлся сторонником союза с Польшей для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и отражения турецкой агрессии. В 1671 г. был отставлен от службы, а в 1672 г. постригся (под именем Антония) в Крыпецком монастыре в Пскове. В 1679 г. принимал участие в переговорах с поляками.
Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) — государственный деятель. Родился в семье дворян Лихвинского уезда. В 1645 г. начал службу при дворце стряпчим. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, позднее Приказом тайных дел. В 1654–1655 гг. участвовал в походах царя против Польши, в 1656 г. — против Швеции. Принимал активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 50-х гг. В 1664–1670 гг. — «дядька» (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича. После его смерти удалился от дел. Ртищев входил в состав Кружка ревнителей благочестия. Сыграл заметную роль в истории русского просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями украинских учёных. Создал первую больницу в Москве. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Вёл обширную переписку с деятелями украинской культуры.
Симеон Полоцкий (1629–1680) — общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Автор богословского трактата «Жезл правления» (1667 г.), направленного против патриарха Никона и лидеров раскола. Наставник царских детей (царевны Софьи и царевича Фёдора). В 1678 г. организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии («Вертоград многоцветный» 1678 г.; «Рифмологион» 1678–80 гг.) и драматургии.
Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554–1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея России (1619–1633). Двоюродный брат Царя Феодора Иоанновича. Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 г. был сослан и пострижен в монахи под именем Филарет. Возвращённый из ссылки Лжедмитрием I в 1605 г. и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому. С 1608 г. был «наречённым патриархом» в Тушинском лагере Лжедмитрия II, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане. В 1610 г. был отбит («отполонён») у тушинцев. Вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником Семибоярщины. Не возражал против избрания царём Владислава, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в 1611 г. в переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском, отказался подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, в связи с чем был арестован поляками. 1 июня 1619 г. был освобождён в соответствии с условиями Деулинского перемирия и вернулся в Москву. 24 июня 1619 г. стал московским патриархом. Будучи отцом царя, фактически руководил московской политикой.
Ассамблеи — в XVIII в. в России собрания-балы с участием женщин в домах знати, введённые и регламентированные в 1718 г. Петром I Великим. Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи большие средства. В 1719 г. Пётр I установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, купцы, корабельные мастера с жёнами и подросшими детьми. В указе 1718 г. было сказано, что ассамблеи служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». Обязательное участие дам в ассамблеях ликвидировало прежнее затворничество женщин из боярской среды.
Государственные крестьяне — особое сословие XVIII — первой половины XIX в., образованное по указам Петра I из незакрепощённого земледельческого населения (черносошные крестьяне, половники, однодворцы и др.). Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, сохраняя личную свободу. В середине XIX в. составляли около 45% российского крестьянства. С 1837 г. управление государственными крестьянами осуществлялось Министерством государственных имуществ, с 1866 г. — подчинены общей системе сельского управления и получили право полной собственности на землю.
Коллегии — центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Введены Петром I вместо приказов в целях централизации государственного управления и чёткого разграничения функций между ведомствами. Первоначально были созданы 12 коллегий: иностранных дел, военная, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная коллегия и Главный магистрат. В 1718–1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты коллегий, а также Генеральный регламент. Коллегии подчинялись императору и Сенату. В 1802 г. заменены министерствами.
Столбовский «вечный мир» со Швецией — заключён 27 февраля 1617 г. после шведской интервенции в годы Смуты. Россия вернула Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов. К Швеции отошли Ижорская земля с Ивангородом, Копорьем, Ямом, Орешком и город Корела с уездом. Россия потеряла выход к Балтике.
Церковный раскол — отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653–1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Нововведения патриарха Никона были закреплены Собором русского духовенства в 1654 г., и в 1655 г. одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей. Реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих, расколовшихся на старообрядцев и никонианцев. В 1656 г. защитники старых обрядов, лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви.
Ярмарки — регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определённом месте. Наиболее древняя из ярмарок — Арская (ок. Казани), известна с середины XIII в. Василий III запретил поездки на Арскую ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 г. новую. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность ярмарок была различна (от 1 дня до нескольких месяцев). Ярмарки в период их действия становились не только торговыми, но и своеобразными культурно-просветительскими и общественными центрами того или иного города или села. На территории ярмарок проводились народные гуляния. Ярмарки сыграли крупную роль в развитии средневековой торговли, а также денежного обращения, денежного рынка и кредита.
Аввакум (Аввакум Петров) (1620 или 1621–1682) — протопоп, один из основателей русского старообрядчества, писатель. Сын сельского священника. В 1646–1647 гг., находясь в Москве, был связан с Кружком ревнителей благочестия и стал известен царю Алексею Михайловичу. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 г. сослан в Тобольск, а затем — в Даурию. В 1663 г. возвращён в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. В 1664 г. сослан в Мезень. В 1666 г. его вызвали в Москву. На церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 г. сослали в Пустозёрский острог. Здесь он написал свои главные литературные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками сожжён в срубе.
Бутурлин Василий Васильевич (?–1656) — окольничий (с 1650 г.), ближний боярин и дворецкий (с 1652 г.) царя Алексея Михайловича. В 1651 г. был судьёй Разбойного приказа. В 1653 г. возглавил русское посольство на Украину и на Переяславской раде 8 января 1654 г. принял присягу от украинского народа на верность московскому царю. В 1655 г. — командующий русской армией, посланной на помощь Богдану Хмельницкому в борьбе с польским войском.
Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667) — подьячий Посольского приказа, писатель. Весной 1664 г. послан в войска Я. К. Черкасского для ведения канцелярских дел, но в августе бежал за границу, объясняя это нежеланием писать по принуждению кн. Ю. А. Долгорукова, сменившего Черкасского, донос на его предшественника. В марте 1666 г. принят на шведскую службу. За убийство хозяина дома, в котором он жил, в ноябре 1667 г. казнён. Котошихин — автор сочинения «О России в царствование царя Алексея Михайловича», которое является ценнейшим источником по истории России XVII в.
Крижанич Юрий (ок. 1618–1683) — представитель научной и общественно-политической мысли XVII в., писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером. Крижанич пропагандировал идею славянского единства. Был сторонником унии православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647 г. Прибыв в Москву в 1661 г., по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 г. получил разрешение выехать из России. Крижанич — автор трактатов по философии, политэкономии, историографии, музыке. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха. Крижанич — автор политических сочинений, в т. ч. «Политика» (1663–1666), «О боженном проведении» (1666–1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674). В них выдвинута программа преобразований в Московском царстве.
Матвеев Артамон Сергеевич (1625–1682) — государственный деятель и дипломат. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656–1657 гг. — посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) участвовал в подавлении Медного бунта 1662 г. С 1669 г. возглавил Малороссийский приказ, с 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом и рядом других приказов. Матвеев считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для её решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за Балтийское побережье. В 1672 г. во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. Матвеев состоял в родстве и был близок с царём Алексеем Михайловичем. После его смерти оказался в опале и был сослан. Вернулся в Москву в мае 1682 г., но через несколько дней был убит восставшими стрельцами. Матвеев был образованным для своего времени человеком, явился инициатором составления «Титулярника» — справочника по дипломатической переписке. Руководил составлением «Истории русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича», которые до нас не дошли.
Морозов Борис Иванович (1590–1661) — государственный деятель, руководитель русского правительства в середине XVII в., боярин. Был воспитателем («дядькой») Алексея Михайловича. С 1645 г. фактически возглавлял московскую администрацию. Руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. Морозов был одним из первых поклонников Запада и иноземных обычаев, покровителем киевских учёных, что вызывало неудовольствие многих. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалование служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль, что привело к Соляному бунту в июне 1648 г. Восставшие требовали выдачи Морозова, но царь укрыл его в своём дворце, затем отправил в Кирилло-Белозерский монастырь, но через 4 месяца вернул в Москву. Морозов принимал участие в подготовке Уложения 1649 г. и до конца 1650-х гг. продолжал негласно руководить правительством.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680) — государственный и военный деятель, дипломат. С 1658 г. — думный дворянин, с 1665 — окольничий, с 1667 — боярин. Родился в семье псковского дворянина, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 40-х гг. XVII в. привлечён к дипломатической службе. Ордин-Нащокин был сторонником прогрессивных преобразований в военной и экономической области, поддерживал развитие торговли и промышленности. В 50-х гг. он предложил реформировать армию путём введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения менее боеспособной дворянской конницы. Участвовал в Русско-польской 1654–1667 гг. и Русско-шведской 1656–1658 гг. войнах. В 1656 г. подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 г. вёл переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия (Валиесарский договор). В 1662–1666 гг. участвовал в переговорах с Польшей и подписал Андрусовское перемирие 1667 г. Руководил составлением Новоторгового устава 1667 г. В 1667 г. назначен главой Посольского приказа. Значительно активизировал внешнюю политику России. Являлся сторонником союза с Польшей для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и отражения турецкой агрессии. В 1671 г. был отставлен от службы, а в 1672 г. постригся (под именем Антония) в Крыпецком монастыре в Пскове. В 1679 г. принимал участие в переговорах с поляками.
Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) — государственный деятель. Родился в семье дворян Лихвинского уезда. В 1645 г. начал службу при дворце стряпчим. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, позднее Приказом тайных дел. В 1654–1655 гг. участвовал в походах царя против Польши, в 1656 г. — против Швеции. Принимал активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 50-х гг. В 1664–1670 гг. — «дядька» (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича. После его смерти удалился от дел. Ртищев входил в состав Кружка ревнителей благочестия. Сыграл заметную роль в истории русского просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями украинских учёных. Создал первую больницу в Москве. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Вёл обширную переписку с деятелями украинской культуры.
Симеон Полоцкий (1629–1680) — общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Автор богословского трактата «Жезл правления» (1667 г.), направленного против патриарха Никона и лидеров раскола. Наставник царских детей (царевны Софьи и царевича Фёдора). В 1678 г. организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии («Вертоград многоцветный» 1678 г.; «Рифмологион» 1678–80 гг.) и драматургии.
Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554–1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея России (1619–1633). Двоюродный брат Царя Феодора Иоанновича. Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 г. был сослан и пострижен в монахи под именем Филарет. Возвращённый из ссылки Лжедмитрием I в 1605 г. и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому. С 1608 г. был «наречённым патриархом» в Тушинском лагере Лжедмитрия II, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане. В 1610 г. был отбит («отполонён») у тушинцев. Вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником Семибоярщины. Не возражал против избрания царём Владислава, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в 1611 г. в переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском, отказался подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, в связи с чем был арестован поляками. 1 июня 1619 г. был освобождён в соответствии с условиями Деулинского перемирия и вернулся в Москву. 24 июня 1619 г. стал московским патриархом. Будучи отцом царя, фактически руководил московской политикой.
Ассамблеи — в XVIII в. в России собрания-балы с участием женщин в домах знати, введённые и регламентированные в 1718 г. Петром I Великим. Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи большие средства. В 1719 г. Пётр I установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, купцы, корабельные мастера с жёнами и подросшими детьми. В указе 1718 г. было сказано, что ассамблеи служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». Обязательное участие дам в ассамблеях ликвидировало прежнее затворничество женщин из боярской среды.
Государственные крестьяне — особое сословие XVIII — первой половины XIX в., образованное по указам Петра I из незакрепощённого земледельческого населения (черносошные крестьяне, половники, однодворцы и др.). Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, сохраняя личную свободу. В середине XIX в. составляли около 45% российского крестьянства. С 1837 г. управление государственными крестьянами осуществлялось Министерством государственных имуществ, с 1866 г. — подчинены общей системе сельского управления и получили право полной собственности на землю.
Коллегии — центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Введены Петром I вместо приказов в целях централизации государственного управления и чёткого разграничения функций между ведомствами. Первоначально были созданы 12 коллегий: иностранных дел, военная, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная коллегия и Главный магистрат. В 1718–1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты коллегий, а также Генеральный регламент. Коллегии подчинялись императору и Сенату. В 1802 г. заменены министерствами.