Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60
Package – система проверит правильность циклических связей.
Domain – система проверит правильность заполнения доменов.
Data items – проверять ли атрибуты.
Entities – система проверит правильность создания сущностей.
Entity attributes – проверка правильности свойств сущности
Entity identifier - проверка правильности идентификаторов сущно- сти.
Relationships – проверка связей.
Рисунок 32 – Окно проверки концептуальной модели
После нажатия кнопки «ОК» система проверит всю концептуаль- ную модель, выдаст ошибки (или предупреждения), если таковые имеются. Для просмотра сведений об ошибке необходимо дважды нажать по ней кнопкой мыши.
Работа считается полностью выполненной, если при проверке мо- дели не выдаются ошибки.

61
Лабораторная работа № 7 «Генерация физической
модели в среде Power Designer и структуры базы
данных в СУБД MS Access»
Тема: Генерация физической модели предметной области.
Раздел дисциплины: Системы управления базами данных.
Цель работы: спроектировать физическую модель, выбранной
ранее предметной области на основе созданной концептуальной моде-
ли в пакете Power Disigner.
Физическая модель данных
На основе спроектированной концептуальной модели создается физическая модель данных, свойственная для конкретной СУБД.
При формировании физической модели данных определяются внешние ключи в связываемых сущностях. Добавляются промежуточ- ные таблицы связи, с целью исключения связей многие-ко-многим
(М:М).
Порядок выполнения работы
После того, как проверка концептуальной модели закончится успешно, можно генерировать физическую модель. Для этого необхо- димо выбрать в меню «Tools/Generate Physical Model». Откроется окно генерации физической модели (Рисунок 33).
Рисунок 33 – Окно генерации физической модели

62
В этом окне необходимо выбрать опцию «Generate new Phisical
Data Model», и выберать в поле «DBMS» из выпадающего списка Mi- crosoft Access. Name – поле для ввода имени файла для дальнейшей генерации физической модели. Для задания свойств модели нажмите кнопку «Configure Model Options». Откроется окно свойств создавае- мой физической модели (Рисунок 34).
Рисунок 34 – Окно свойств создаваемой физической модели
Здесь можно выбрать следующие параметры создания физиче- ской модели: окно свойств создаваемой физической модели окно свойств создаваемой физической модели

Data type – учитывать типы данных концептуальной модели при генерации физической модели;

Check – проверка доменов и соответствие полей атрибутов с выбранным доменом.

Rules – проверка правил на ввод значений в таблицу.

Mandatory – учитывать свойства обязательности заполнения.


63

Default data type – позволяет установить тип данных по умолчанию для всех не установленных типов данных в атри- бутах.

Domain – использовать ссылки на домен.
В директории Naming convention можно задавать имена шабло- нов таблиц, атрибутов и т.д.
Установив необходимые параметры, нажмите кнопку «ОК». Если концептуальная модель спроецирована корректно, то система создаст физическую модель базы данных для того типа СУБД, который был указан в параметрах.
Сгенерированную физическую модель также необходимо прове- рить, нажав клавишу «F4».
Появится окно (Рисунок 35), в котором предлагается выбрать объекты для проверки.
Рисунок 35 – Окно проверки физической модели
После нажатия кнопки «ОК» система проверит всю физическую модель, выдаст ошибки (или предупреждения), если таковые имеются.
Если ошибки отсутствуют, на основе данной модели необходимо создать новую базу данных.

64
Для создания базы данных в меню «DataBase» выберите пункт
«Generate DataBase». В появившемся окне (Рисунок 36) необходимо выбрать опцию «Direct generation», путь к файлу, в котором будет со- хранен скрипт на создание БД (набор управляющих SQL-запросов), а также дополнительные характеристики БД, перейдя по вкладкам
«Options, Format, Selection». После чего нажмите кнопку «OK».
Рисунок 36 – Окно создания БД
Система попросит указать источник данных (Рисунок 37).
Рисунок 37 – Окно доступа к БД

65
Нажмите кнопку «Configure» для создания собственного источ- ника данных. В появившемся окне «Администратор источников дан- ных ODBC» (Рисунок 38) нажмите кнопку Добавить.
Рисунок 38 – Окно конфигурации ODBC
В появившемся окне «Создание нового источника» (Рисунок 39) выберите пользовательский тип источника данных и нажмите кнопку
Далее.
Рисунок 39 – Окно выбора типа источника данных

66
В следующем окне (Рисунок 40) выберите необходимый драйвер
ODBC и нажмите кнопку «Далее».
Рисунок 40. Окно выбора драйвера ODBC
В следующе окне (Рисунок 41) нажмите кнопку «Готово» и за- дайте имя источника данных и путь в существующему или к новому mdb-файлу (Рисунок 41).
Рисунок 41. Подтверждение выбора драйвера ODBC

67
Рисунок 42. Подключение к базе данных
Вернитесь в окно доступа к БД (Рисунок 37) и выберите создан- ный источник данных (Рисунок 43).

68
Рисунок 43. Выбор своего источника данных
Нажмите кнопку «Connect». В появившемся окне (Рисунок 44) будет представлен SQL-скрипт, сгенерированный системой, запуск которого приведет к созданию схемы БД в выбранном mdb-файле.
Рисунок 44. Окно SQL-скрипта на создание схемы БД
Для запуска SQL-скрипта нажмите кнопку Run. Если система не выдаст сообщений об ошибках, откройте в среде MS Access созданную
БД и проверьте ее соответствие физической модели.


69
1   2   3   4   5   6

Указания к выполнению курсового проекта
Цель работы:

освоение методики проектирования концептуальной инфор- мационной модели предметной области преобразование концеп- туальной модели в физическую структуру базы данных;

закрепление теоретических знаний по курсу организация баз данных.
Задачи курсового проекта:

формализовать исходное описание предметной области;

построить концептуальную информационную модель, исполь- зуя методику, изученную в рамках теоретического курса;

сгенерировать физическую структуру базы данных;

реализовать пользовательское приложение, представляющее собой информационную систему, взаимодействующую с разрабо- танной БД и демонстрирующее накопленные студентом знания по курсу «Организация баз данных».
Средства выполнения и форма отчетности:

проектирование модели предметной области выполняется средствами автоматизированного проектирования и графического представления (Power Designer, ERwin, MS Visio и др.). При от- сутствии средств моделирования концептуальную и физическую модель необходимо реализовать средствами MS Word;

база данных разрабатывается в среде любой современной
СУБД (MS Access, Oracle, MS SQL, MySQL и др.);

пользовательское приложение может быть создано либо сред- ствами выбранной СУБД, либо с помощью любых языков про- граммирования высокого уровня.
Результаты выполнения работы представляются в пояснительной записке, подготовленной в среде MS Word. Пользовательское прило- жение и базу данных необходимо представить вместе с пояснительной запиской к курсовому проекту.

70
Таблица 2 – Варианты индивидуального задания

Название предметной области АИС
1. Библиотека
2. Магазин продовольственных товаров
3. ВУЗ
4. Супермаркет
5. Документооборот предприятия
6. Агентство недвижимости
7. Компьютерная фирма
8. Поликлиника
9. Турфирма
10. Гостиница
11. Автосалон
12. Банк
13. Деканат
14. Отдел кадров
15. Аэропорт
Порядок выполнения работы:
1. Разработка технического задания (ТЗ)
Каждый студент получает для работы вариант предметной обла- сти (Таблица 2).
В ходе выполнения курсового проекта необходимо провести ана- лиз предметной области и создать ТЗ на разрабатываемую информа- ционную систему.
Техническое задание является основным документом, в соответ- ствии с которым проводят создание программного продукта (в т.ч.
АИС и др. программных изделий) и приемку его заказчиком.
ТЗ создается в соответствии с ГОСТ 19.201-78 «Техническое за- дание. Требования к содержанию и оформлению».
Данный стандарт устанавливает порядок построения и оформле- ния технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения. Стандарт полностью соответ- ствует СТ СЭВ 1627-79.
Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106-
78. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа над текстом. Лист утверждения и титульный лист оформляют в соответ- ствии с ГОСТ 19.104-78.


71
Информационную часть (аннотацию и содержание), лист реги- страции изменений допускается в документ не включать.
Для внесения изменений или дополнений в техническое задание на последующих стадиях разработки программы или программного изделия выпускают дополнение к нему. Согласование и утверждение дополнения к техническому заданию проводят в том же порядке, кото- рый установлен для технического задания.
Техническое задание должно содержать следующие разделы:

введение;

основания для разработки;

назначение разработки;

требования к программе или программному изделию;

требования к программной документации;

технико-экономические показатели;

стадии и этапы разработки;

порядок контроля и приемки;

в техническое задание допускается включать приложения.
В зависимости от особенностей программы или программного из- делия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые раз- делы или объединять отдельные из них.
В разделе «Введение» указывают наименование, краткую харак- теристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изде- лие.
В разделе «Основания для разработки» должны быть указаны:

документ (документы), на основании которых ведется разра- ботка;

организация, утвердившая этот документ, и дата его утвер- ждения;

наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
В разделе «Назначение разработки» должно быть указано функ- циональное и эксплуатационное назначение программы или про- граммного изделия.
Раздел «Требования к программе или программному изделию» должен содержать следующие подразделы:

требования к функциональным характеристикам;

требования к надежности;

условия эксплуатации;

требования к составу и параметрам технических средств;

требования к информационной и программной совместимости;

72

требования к маркировке и упаковке;

требования к транспортированию и хранению;

специальные требования.
В подразделе «Требования к функциональным характеристикам» должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристи- кам и т. п.
В подразделе «Требования к надежности» должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирования (обеспече- ния устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т.п.).
В подразделе «Условия эксплуатации» должны быть указаны условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, относи- тельная влажность и т.п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персона- ла.
В подразделе «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указа- нием их основных технических характеристик.
В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой. При необходимости должна обеспечиваться защита ин- формации и программ.
В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.
В подразделе «Требования к транспортированию и хранению» должны быть указаны для программного изделия условия транспорти- рования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.
В разделе «Требования к программной документации» должен быть указан предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.
В разделе «Технико-экономические показатели» должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполага- емая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.