Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необхо- димые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень про- граммных документов, которые должны быть разработаны, согласова- ны и утверждены), а также, как правило, сроки разработки и опреде- ляют исполнителей.
В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.
В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:

перечень научно-исследовательских и других работ, обосно- вывающих разработку;

схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке;

другие источники разработки.
Разработанное техническое задание должно быть утверждено ру- ководителем курсового проекта.
2. Создание концептуальной информационной модели пред-
метной области
Концептуальная модель представляется в виде набора ER- диаграмм. Осуществляется формализация исходного описания в виде набора сущностей с последующим их преобразованием и связыванием в концептуальную модель.
Процесс проектирования сопровождается составлением ряда сущностей, необходимыми пояснениями – обоснованиями принимае- мых решений
Проектирование концептуальной модели предметной области целесообразно производить с помощью специального средства проек- тирования: Power Designer.
Основные этапы проектирования концептуальной модели:
1. Первичный анализ информационных потребностей пользо- вателей, выделение объектов предметной области и форми- рование исходных сущностей:

анализ информационных документов;

анализ конкретных информационных потребностей (за- просов) пользователей.
2. Проектирование исходных сущностей:

определение атрибутов сущностей и их типов данных;

нормализация сущностей до 3 НФ.

74 3. Связывание сущностей в концептуальную информационную модель:

определение уникальных идентификаторов сущностей
(первичных ключей);

определение связей между сущностями.
Ограничения концептуальной модели:

предметная область должна быть описана 8-10 взаимо- связанными сущностями;

каждая сущность должна содержать не менее 3 атрибу- тов;

в каждой сущности должен быть определен уникльный идентификатор сущности.
3. Создание физической модели данных
На основе спроектированной концептуальной модели создается физическая модель данных, свойственная для конкретной СУБД.
При формировании физической модели определяются внешние ключи в связываемых отношениях. Добавляются промежуточные таб- лицы связи, с целью исключения связей многие-ко-многим (М:М).
Большинство автоматизированных средств проектирования поз- воляют произвести автоматическую генерацию физической модели на основе созданной концептуальной. При отсутствии таковых средств.
Физическая модель создается вручную с последующим ее отражением в структурной части базы данных конкретной СУБД.
4. Создание пользовательского приложения
Приложение, работающее с созданной базой данных должно обеспечивать выполнение следующих функций:

ввод информации в БД;

удаление информации из БД;

редактирование внесенной информации;

выборка (поиск) данных по таблицам БД с использованием различных критериев;

формирование отчетов и вывод информации из базы дан- ных на экран и на принтер;
Добавление, замена и удаление информации должны произво- диться в экранных формах разрабатываемого пользовательского при- ложения.
5. Оформление пояснительной записки
Пояснительная записка оформляется в соответствии с действу- ющими стандартами ТУСУР. Текст стандарта доступен на официаль- ном портале ТУСУР.


75
Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать: титульный лист, лист задания на курсовой проект, содержание, введе- ние, основную часть, заключение, список использованных литератур- ных источников, приложение.
Титульный лист оформляется согласно действующим стандар- там.
Введение должно содержать цель выполняемой курсовой рабо- ты, основные принципы, положенные в основу ее проведения, область применения.
В основной части должен быть отражен процесс и результат проектирования базы данных и пользовательского приложения. Ос- новная часть должна содержать:

описание предметной области;

описание и обоснование выбранного средства реализации
(СУБД, средства проектирования, программной среды написа- ния приложения);

концептуальную информационную модель предметной об- ласти с полным описанием выделенных сущностей ;

физическую модель базы данных;

описание пользовательского приложения.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы.
Список использованных литературных источников оформляется согласно действующим стандартам.
В приложении приводятся: техническое задание на разработку информационной системы, экранные формы приложения, тексты SQL- запросов, создаваемых в информационной системе и другая информа- ция.

76
Самостоятельная работа
Согласно рабочей программе отводится 84 часа на самостоятель- ную работу, в том числе:

в 5-м семестре – 48 часов.

в 6-м семестре – 36 часов (на выполнение курсового проекта).
Отдельно выделяется 36 часов в 5-м семестре для самостоятель- ной подготовки к сдаче экзамена.
Форма контроля и проверка достижения заявленных компетенций
(ОПК-4, ПК-2):

проверка конспекта;

проведение контрольных работ (в том числе тестовых);

опрос перед проведением лабораторных работ;

проверка отчетов;

защита индивидуального задания путем представления пре- зентации – выступление на лекции с демонстрацией примера нормализации;

защита курсового проекта.
Для выполнения индивидуального задания необходимо:
– выбрать предметную область и провести ее анализ на предмет выявления основных объектов и их характери- стик;
– выявить набор отношений;
– продемонстрировать процесс нормализации выбранного отношения до 3-й нормальной формы.
Для проработки лекционного материала студентам, помимо конспектов лекций, рекомендуются следующие главы учебно- методического пособия [1] по разделам курса:
1. Обоснование концепции баз данных: глава 1.
2. Концепция модели данных: глава 2.
3. Реляционная модель: главы 3-4, глава 5.1.
4. Моделирование данных с помощью ER-диаграмм – главы
5.2., 5.3.
5. Реляционные языки – глава 6.
6. Физическая структура данных – глава 7.
7. Объектно-ориентированный подход к организации БД – глава 8.3.
8. Системы управления базами данных – глава 8.
Для подготовки к экзамену, лабораторным работам и курсовому проекту рекомендуется повторить соответствующие тематике разде-


77
лы учебно-методического пособия [1], а также ознакомиться с поряд- ком выполнения лабораторных работ, по настоящему руководству.
Для изучения тем теоретической части курса, отводимых на са- мостоятельную проработку, рекомендуется ознакомление со всеми разделами [1]. Кроме того, рекомендуется повторить разделы предло- женной литературы [2-4], посвященные проектированию данных и построению пользовательских приложений.

78
Рекомендуемая литература
1. Сенченко П. В. Организация баз данных: учеб. пособие / П.В.
Сенченко. — Томск: факультет дистанционного обучения
ТУСУРа, 2015. — 170 с. ил. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.tusur.ru/training/publications/5179 2. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных: Пер. с англ./ К.
Дж. Дейт. - 6-е изд. - Киев; М.: Диалектика, 1998. - 784 с.: ил. -
(Системное программирование). - (в пер.): Б.ц. (наличие в библиотеке ТУСУР: АНЛ – 1 экз.)
3. Саймон, Алан Р. Стратегические технологии баз данных: ме- неджмент на 2000 год: Пер. с англ./ Алан Р. Саймон; Ред. М. Р.
Когаловский, Пер. М. Р. Когаловский, Пер. Н. И. Вьюкова,
Пер. Г. Т. Никитина. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 480 с.: ил. (наличие в библиотеке ТУСУР: счз1(1), счз5(1))
4. Сеннов, А.С. Access 2010 : Учебный курс / А. С. Сеннов. -
СПб. : Питер, 2010. - 288 с. – (Учебный курс). - ISBN 978-5-
49807-806-9 (наличие в библиотеке ТУСУР: счз1(1))

79
Приложение 1
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)
_________________________________________
(название курсового проекта)
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине
«Организация баз данных»
Студент гр._______
__________________ подпись, Ф.И.О.
__________________ дата
Руководитель проекта
_________________ должность
_________________ подпись, Ф.И.О.
_________________ дата

80
Приложение 2
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЛИСТА ЗАДАНИЯ ПО КУРСОВОМУ
ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой АОИ д.т.н. профессор
___________Ю.П. Ехлаков
ЗАДАНИ Е
по курсовому проектированию по дисциплине
________________________________________________ студенту ________________гр.___________факультета______________
1. Тема проекта_______________________________________________
_____________________________________________________________
2. Срок сдачи студентом законченного проекта____________________
3. Исходные данные к проекту__________________________________
_____________________________________________________________
4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разра- ботке вопросов)_______________________________________________
_____________________________________________________________
5. Дата выдачи задания_________РУКОВОДИТЕЛЬ________________ подпись
_______________________________ должность, место работы, Ф.И.О.
Задание принял к исполнению__________________
Подпись студента