Файл: На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из главный методов регулирующего воздействия государства на цену труда является определение в законодательном порядке минимальных размеров оплаты труда, что должно стоять в центре внимания всех государственных органов, профессиональных союзов, предпринимателей, всех работников. Она является для всех участников рынка труда стартовой ценой, базой, от которой начинается дифференциация заработной платы в зависимости от качества труда и иных условий. Величина минимальной заработной платы в любом секторе хозяйства и в любом регионе должна быть в конечном счете достаточной для обеспечения прожиточного минимума хотя бы самого работника5.
Повышение минимальных размеров среднемесячной заработной платы до величины прожиточного минимума и ее своевременная индексация в условиях инфляции является важнейшей и наиболее актуальной, хотя и очень сложной, социально-экономической задачей на ближайший период. Однако, решить эту задачу одним махом, без создания для этого необходимых условий безусловно нереально.
Решение этой задачи в полном объеме предполагает выход из затяжного кризиса и обеспечение роста и повышение эффективности национальной экономики. Но было бы неправильно откладывать процесс постепенного повышения цены труда до того времени, когда экономические условия позволят полностью и сразу решить эту проблему. В этом случае такой точки роста экономики вообще можно не достигнуть, ибо неоправданно низкая цена труда в условиях рыночного хозяйства, где стимулом является лишь доход, может стать неодолимым препятствием на пути повышения производительности труда на основе применения прогрессивной техники и технологии производства.
Следовательно, эти задачи необходимо решать одновременно, в определенной последовательности и в приемлемых темпах, которые может выдержать экономика. Для этого нужна продуманная экономическая программа мер по повышению цены труда в меру роста национальной экономики, обеспечения строжайшего режима экономии, успехов в борьбе с коррупцией и привлечения средств теневой экономики.
Прежде всего, имея в виду вопиющую нищету большинства населения, решительно, без промедления осуществить меры по строжайшему режиму экономии государственных расходов на содержание управленческого аппарата, многократно сократив его, в том числе и в аппарате субъектов Федерации, а также в администрации президента, заморозив строительство административных зданий и их оборудование импортируемой мебелью, полностью прекратить разбазаривание государственных средств на автопарк, обслуживающий чиновников и хотя бы этим приблизиться к развитым странам. Необходимо вообще сделать бюджеты всех уровней более прозрачными и поддающимися контролю налогоплательщиков.
Вторым важным шагом должно быть существенное решительное определенное перераспределение доходов от наиболее обеспеченных, богатых слоев общества, которые составляют сейчас 3-5 % населения, в пользу наименее обеспеченного населения. Дело в том, что накопление капитала развивается в виде противоречивого процесса усиления противоположности богатства и нищеты. Это давно поняли не только евросоциалисты, но и консерваторы во многих странах и поставили задачу преодоления этого противоречия через развитие «среднего» класса общества, через социальное партнерство на основе большей демократизации распределения национального дохода, снижения процесса поляризации доходов, что позволило им во многом избежать социальных потрясений и революций. Государство должно усилить свое влияние на преодоление групповых противоречий при распределении доходов в интересах всего общества.
Достоинствами такого пути решения проблемы являются его не инфляционный характер (речь идет лишь о перераспределении части доходов) и одновременное развитие внутреннего рынка за счет активизации отечественного производства, учитывая, что в этом случае значительная часть доходов направляется на увеличение реального фонда потребления - платежеспособного спроса на товары массового потребления менее обеспеченного населения. Кроме того это - способ быстрого достижения результата без покушения на государственный бюджет и увеличения его дефицита.
Одним из основных, если не самым главным методом государственного регулирования перераспределения доходов является налоговая политика. Она должна быть сфокусирована, по нашему мнению, во-первых, на значительное увеличение доли налога с физических лиц, в общей сумме собираемых налогов. Сейчас она составляет немногим более 10; тогда как в развитых странах с рыночной экономикой налоги с доходов физических лиц занимают половину всех налоговых поступлений. Во-вторых, необходимо такое повышение планки прогрессии в налоговых ставках, которое обеспечивало бы льготное налогообложение всех работников не только физического мало- и среднеквалифицированного труда, но и высококвалифицированных работников со средним достатком. В-третьих, наоборот, следует резко повысить прогрессию в ставках налогов на физических лиц, которых можно отнести к богатым и сверх богатым слоям общества. Это сразу же должно сказаться на общей дифференциации доходов и снизить имеющие сейчас место вопиющие социальные и экономически неоправданные различия в доходах.
6
Важным путем воздействия государства на уровень цены труда в национальном хозяйстве и одновременно обеспечения более правильных соотношений в заработной плате работников сферы материального производства и так называемой бюджетной сферы, где сосредоточены работники высокой квалификации, является крайне необходимое повышение тарифных ставок Единой тарифной сетки (ЕТС), то есть заработной платы работников просвещения, здравоохранения, науки и культуры7.
Следует также рассмотреть вопрос, во-первых, о включении в ЕТС всех государственных служащих, вплоть до высших государственных чиновников, чтобы все население страны ясно представляло масштабы дифференциации заработной платы в России, и, во-вторых, о включении в ЕТС тарифных ставок рабочих, занятых на казенных предприятиях, чтобы их можно было использовать в коллективных договорах на этих предприятиях, а также использовать в качестве научно обоснованных рекомендаций при разработке коллективных договоров работников с администрацией предприятий различных форм собственности.
Вообще участие государства имеет большое значение в решении проблемы социального партнерства, центром и главным вопросом которого, конечно, является заработная плата. Следует признать, что во многих развитых странах предприниматели, а подчас и профсоюзы, предпочитают решать эти вопросы без вмешательства государства. Однако, в критических ситуациях проблема уровня заработной платы, продолжительности рабочего дня и других вопросов цены труда решаются на трехсторонних переговорах с участием, иногда решающим, государства. В России была создана такая трехсторонняя комиссия на постоянной основе. На ее работу необходимо обратить особое внимание и использовать не только для снижения требований трудящихся о повышении заработной платы, но и для обоснованной их поддержки.
2 МЕХАНИЗМ ОПЛАТЫ ТРУДА
Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его количества и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает8:
- определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
- разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
- разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
- обоснование показателей и системы премирования сотрудников.
Организация оплаты труда на предприятиях определяется действующими формами оплаты труда (повременной и сдельной), а также законодательством о труде.
Учёт труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Важнейшими его задачами являются9:
- В установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки).
- Своевременно затребовать все необходимые документы для начисления заработной платы;
- Своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования;
- Собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для составления необходимой отчетности.
Хотя это задачи бухгалтера как исполнителя, все же организационные вопросы по применению форм оплаты труда, рациональному использованию рабочего времени решаются руководителем предприятия и его службами.
В делопроизводстве предприятия должны быть нормативные документы, регулирующие порядок начисления заработной платы10:
- штатное расписание (документ, в которой установлен перечень должностей и окладов на определенный период (год)),
- расценки и нормы,
- договора подряда (на выполнение разовых работ),
- другие трудовые договоры (контракт, авторские и пр.),
- приказы и распоряжения (на выплату премий, доплат, материальной помощи).
Основной источник дохода трудящихся заработная плата - является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции
11. Следует помнить, что оплата труда работников производится в первоочередном порядке по отношению к другим платежам предприятия после уплаты налогов.
Оплата труда – это денежное выражение той части труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление.
В соответствии со ст. 80 ТК РФ виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала, предприятия, организации определяют самостоятельно, что находит отражение в системе оплаты труда предприятия12.
Система оплаты труда - это способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.
Заработная плата должна непосредственно зависеть от качества и количества труда. Определяющей в оплате труда является квалификация работника - уровень специальных знаний и практических навыков работника, характеризующий степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы. Более квалифицированный работник должен получать больше, чем неквалифицированный. Количество труда определяется продолжительностью рабочего дня, который обычно устанавливается в законодательном порядке. Более продолжительная работа должна и выше оплачиваться. Уровень заработной платы должен быть таким, чтобы работник мог содержать себя и свою семью. Необоснованно низкая заработная плата вынуждает работника искать другого работодателя или другие источники дохода. Высокой заработной платой можно переманить нужного Вам работника и удержать его на предприятии, но только до определенного момента, пока кто-нибудь другой не воспользовался теми же методами.
Понятие «заработная плата» охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни).
Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.