Файл: На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценивая роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики, нельзя не задаться вопросом: есть ли основания утверждать, что государство ослабило свою роль в этих процессах? Применительно к организации заработной платы это было бы не совсем верно. Реально имеют место два процесса: с одной стороны - ослабление государственного регулирования оплаты труда, а с другой - негативные меры государственной политики в сфере оплаты.
Мы не можем сегодня абстрагироваться от отрицательного воздействия мер, осуществляемых государством в области оплаты труда, на мотивацию к труду, повышение его эффективности. Прежде всего есть все основания говорить о проводимой государством политике сдерживания роста заработной платы. Как иначе можно оценить установление государственного минимума заработной платы в размере 83490 рублей, минимальной тарифной ставки Единой тарифной сетки в бюджетной сфере 60000 рублей (надбавка в 20000 рублей к этой ставке решающей роли не играет). Крайне низкая заработная плата подавляющей массы работников, особенно в сравнении с прожиточным минимумом, формирует негативное отношение к труду, служит развитию процессов бедности населения, относительно ограниченный потребительский спрос, а значит негативно сказывается на развитии производства. Нередко в качестве позитивных оценок развития реформы приводится довод: полки магазинов наполнены товарами. А не следствие ли это низкого уровня трудовых доходов подавляющей массы населения, четко обозначившейся в последние годы тенденции опережения ростом цен динамики заработной платы16.
Оправдание политики сдерживания заработной платы и трудовых доходов стремлением противостоять инфляции представляется весьма сомнительным. Инфляция, о которой мы много и со справедливой тревогой говорим, порождается не массой денег в обращении, а, прежде всего тем, что идет повсеместное падение объемов производства. В реальной остановке инфляции решающую роль призваны играть меры, позволяющие быстро провести структурную перестройку производства, конверсию, техническое перевооружение и переспециализацию предприятий, продукция которых не пользуется спросом. Важную роль в решении этих задач призвано сыграть совершенствование механизмов регулирования заработной платы, ее межотраслевой и территориальной дифференциации.
Еще два довода в пользу точки зрения о том, что государственная политика в области заработной платы имеет отрицательные последствия социального плана. Мы достаточно хорошо знаем к чему привел отказ от централизованного регулирования соотношений в оплате в связи с различиями в сложности и условиях труда, передача решения всех вопросов организации оплаты труда на уровень первичного производственного звена. А чего стоит провозглашенный в правительственных документах переход на почасовую минимальную заработную плату. Отказавшись от гарантии месячного минимума оплаты труда мы в значительной степени ослабим социальные гарантии работникам со стороны государства, поставим работников наемного труда в относительно беззащитное положение перед лицом работодателей.
Говоря о проблемах государственного регулирования заработной платы. Следует обратиться к практике стран с развитой рыночной экономикой Европы, Азии и американского континента. Она свидетельствует о том, что утверждение: оплата труда в условиях рынка определяется только стихийными процессами формирования цены рабочей силы на рынке труда, неправомерно.
В экономически развитых странах управление заработной платой осуществляется достаточно всесторонне. Государство участвует в этом непосредственно путем установления гарантируемого минимума заработной платы, осуществления достаточно жесткой политики налогов на доходы и заработную плату, индексации доходов и компенсации их падения при росте цен, осуществления прямого регулирования заработной платы в государственном секторе экономики.
В российской практике может идти речь о прямом государственном регулировании оплаты труда методами командной экономики. Но, следовало бы четко законодательно зафиксировать процедуры такого регулирования в ходе коллективно-договорных методов управления социально-трудовыми отношениями.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в целом и отношений распределения в частности, позволяет на основе сотрудничества и компромиссов согласовать интересы главных субъектов современных экономических процессов. Оно выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности, а на этой основе и социально-экономического прогресса. Принятая в России, да практически и во всем мире, система коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда включает в себя заключение генерального, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в первичном звене. Однако, нельзя не признать, что у нас практически отсутствует регламентация правового статуса и содержания элементов многоуровневой системы соглашений в условиях переходной экономики.
Для решения этой очень важной проблемы можно предложить следующее17:
Прежде всего необходимо четко зафиксировать в законодательстве и неуклонно соблюдать разграничение проблем, решаемых в генеральном и других соглашениях, а также в коллективных договорах предприятий и организаций.
Генеральное тарифное соглашение должно представлять собой не декларацию о намерениях заключающих его сторон переговорного процесса, а четко фиксированные и проверяемые с точки зрения выполнения обязательства сторон в части регулирования заработной платы. В нем, на наш взгляд, следовало бы определять: размер минимальной оплаты труда в процентах к величине минимальной потребительской корзины с целью их сближения с указанием сроков достижения этих договоренностей; порядок компенсации работодателем покупательной способности заработной платы в связи с ростом цен; соотношение в оплате труда квалифицированного и неквалифицированного труда в виде набора основных соотношений (рабочих высокой квалификации и специалистов, рабочих и мастеров, специалистов и руководителей и т.п.). Возможен и другой исход: включение в генеральное соглашение
основных параметров Единой тарифной сетки, распространяемой на все отрасли экономики. В генеральном соглашении представляется вполне допустимым и даже необходимым согласовывать перечень сквозных профессий и должностей работников, требующих единых условий оплаты независимо от отраслевой принадлежности.
В отраслевых и территориальных соглашениях положения Генерального тарифного соглашения могут быть конкретизированы. Так в отраслевых соглашениях можно было бы определять размеры или соотношения в оплате (которые работодатель не может понизить) по основным профессионально-должностным группам работников. В территориальных соглашениях возможно фиксировать договоренности о региональном минимуме заработной платы, ориентированном на минимальный потребительский бюджет в данном регионе, рассчитываемый по централизованно утверждаемой методике; о размерах надбавок (и условиях их выплаты), стимулирующих приток рабочей силы на данную территорию и социально-допустимый срок работы привлекаемой квалифицированной рабочей силы в природно-климатических условиях региона.
Коллективный договор предприятия должен определять конкретные размеры тарифных условий оплаты с учетом параметров согласованных на отраслевом и региональном уровнях (минимальные тарифные ставки, их дифференциацию по сложности и условиям труда, значимости той или иной профессионально-должностной группы работников в производственном процессе и др.). Представляется необходимым согласовывать при заключении коллективного договора конкретные размеры гарантийных, компенсационных выплат, размеры и условия получения стимулирующих выплат и вознаграждений. Важным также является установление сроков выплат заработной платы и санкций за ее задержку.
Законодательное утверждение названных, и возможно и других, параметров системы оплаты труда предусматриваемых во многоуровневом механизме коллективно-договорного регулирования трудовых отношений - один из действенных рычагов управления оплатой труда со стороны государства.
Бесспорной представляется необходимость упорядочения налогообложения индивидуальных трудовых доходов. Если мы хотим воздействовать через нее не только на пополнение доходной части бюджета, но и на преодоление чрезмерного расслоения общества по уровня доходов, необходимо внести поправки в действующую шкалу взимания подоходного налога с граждан. С одной стороны, очевидно, настало время несколько увеличить величину облагаемого совокупного дохода, с которого налоги берутся в минимальном размере, ибо размер 12 миллионов рублей в год явно устарел, а с другой стороны, ужесточить шкалу взимания налога, предусмотрев более высокий, чем 35 % уровень обложения сверхвысоких доходов. Решение этого вопроса возможно только на уровне постановлений федерального правительства и федеральных законодательных органов и является одной из форм государственного воздействия на уровень доходов.
4 ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Реальным критерием состояния экономики является уровень благосостояния всех слоев населения. Основным же индикатором уровня жизни, позволяющим наиболее полно проанализировать все аспекты благосостояния, являются денежные доходы.
За годы реформ в структуре денежных доходов населения произошли кардинальные изменения. Анализ источников их формирования свидетельствует о тенденции сокращения доли заработной платы в общем объеме денежных доходов населения.
– В 1990 году в Ростовской области заработная плата была основным источником поступления доходов. Она составляла 65 процентов в общем объеме. В прошлом году ее доля снизилась в 2,4 раза и составила 26,6 процента. Одновременно увеличился удельный вес доходов от предпринимательской деятельности – с 14 процентов в 1990 году до 27 процентов в 2007-м. Все это свидетельствует о более высоком уровне предпринимательской активности населения области по сравнению с другими регионами.
Сравнительный анализ денежных доходов показывает, что в Ростовской области они выше, чем в соседних регионах, – например, в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.
В то же время уровень номинальной начисленной заработной платы в области значительно отстает от соседних регионов. Так, среднемесячная заработная плата в Ростовской области составила 5667 рублей, тогда как в Астраханской области этот показатель равен 6708 рублей, в Краснодарском крае – 6160 рублей, в Волгоградской области – 5698 рублей.
Пять-шесть лет назад многие руководители вынуждены были прибегать к различным ухищрениям, чтобы снизить налоги и удержать предприятие на плаву. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. С 2001 года введена единая для всех ставка оплаты налога на доходы – 13 процентов, предусмотрена регрессивная ставка социального налога при выплате работникам предприятия повышенной заработной платы, снижена ставка налога на прибыль. Кроме того, усилен и контроль за исполнением этих положений законодательства.
Благодаря комплексу мер, которые были предприняты соответствующими органами, в Ростовской области значительная часть заработной платы была выведена из тени. Если в 1999 году доля заработной платы в балансе денежных доходов и расходов населения составляла 23,6 процента, то в 2001 году она выросла до 28,8 процента.
В январе–сентябре этого года средняя заработная плата в области составляла 5724 рубля. При этом сохраняется межотраслевая дифференциация по величине заработной платы. Максимальная зарплата сложилась у работников, занятых финансовой деятельностью, – 13,8 тысячи рублей, что в 2,4 раза выше среднеобластного уровня.
Самая низкая заработная плата в Ростовской области у граждан, которые заняты в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Ниже среднего показателя зарплата у работников сферы ЖКХ, образования, здравоохранения, оптовой и розничной торговли. Отраслевой разрыв между максимальной и минимальной заработной платой составляет 4,5 раза. Кстати, пять лет назад этот показатель был еще выше – 5,5 раза.
Среди городов Ростовской области самая высокая заработная плата по итогам пяти месяцев этого года в Ростове – она составила 7243 рубля. На втором месте Волгодонск – около 7000 рублей и Батайск – 6630 рублей. Самая низкая заработная плата в Новошахтинске – 2346 рублей.
Вопросы повышения заработной платы и своевременности ее выплаты находятся под постоянным контролем руководства области. В целях повышения общего уровня средней заработной платы и решения вопроса о приближении минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения в области заключено Соглашение между администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей.
Условиями Соглашения было предусмотрено в 2005 году повышение минимальной заработной платы на предприятиях внебюджетной сферы до 90 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Насколько четко выполняются положения Соглашения, отслеживается путем мониторинга трех тысяч предприятий и организаций области, также систематически проводятся проверки со стороны муниципальных комиссий, в состав которых входят представители инспекции по труду, администрации и прокуратуры.
Проблемой остается тот факт, что часть населения продолжает получать теневые доходы. Это касается заработков в сфере уличной торговли, услуг населению по строительству и ремонту жилья, а также пошиву одежды, перевозке грузов и пассажиров, уборке квартир, репетиторства. Как правило, эти услуги предоставляются без патента и не декларируются в налоговых инспекциях.
Ростовская область сохраняет положительную динамику трудоустройства безработных и ищущих работу граждан на временные работы. С начала 2005 г. на предприятия различных отраслей экономики трудоустроено 18,8 тыс.чел. (117,3 % к аналогичному периоду 2004г.). На финансирование общественных работ из консолидированных источников финансирования израсходовано 27,8 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 7,4 млн. руб. (26,6%), средств работодателей – 20,4 млн. руб. (73,4%), в том числе средств бюджетов муниципальных образований городов и районов области – 3,3 млн. руб. Объем привлеченных средств с начала года увеличился в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.