Файл: Государство в хозяйственном обороте играет важную роль, так как является особенным участником этого процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство в хозяйственном обороте играет важную роль, так как является особенным участником этого процесса. Существует два основных способа взаимодействия государства с хозяйственной деятельностью: прямой (например, продажа активов в ходе приватизации или при эмиссии ценных бумаг) и косвенный (посредством формируемых унитарных организаций). Государство, это также неотъемлемый регулятор хозяйственных отношений. Экономическая государственная функция осуществляется в ходе государственного экономического регулирования.
Финансово-экономический кризис в глобальном масштабе продемонстрировал нам, что либеральные и монетаристские подходы и идеологические стереотипы, например, "государство как ночной сторож" или "приоритет частного права над публичным", нельзя назвать состоятельными.
Кризис, который мы наблюдаем сегодня, в свою очередь, напоминает нам о том, что активное государственное регулирование является неотъемлемой частью современного экономического порядка. Важно использовать правовые инструменты для поддержания устойчивого экономического роста. В частности, регулирование должно быть направлено на развитие здоровой и эффективной экономики, а также на создание процветающей среды для бизнеса. Одним из ключевых причин текущего кризиса является отказ от государственного регулирования экономики или пренебрежение к нему.
В связи с этим возникает вопрос о том, насколько экономическое государственное регулирование является действенным и релевантным текущему экономическому положению в стране, можно ли назвать его научно аргументированным и обеспеченным необходимыми правовыми инструментами. Эффективное и качественное регулирование экономики - это большое достижение современного общества, которое важно сохранять и развивать. Это неотъемлемая задача всего общества, а также государственных, властных его структур и сообщества исследователей. Дискуссии правоведов, экономистов о языковых формах интерпретации термина "государственное регулирование экономики" или о необходимости законодательного закрепления этого понятия, имеют скорее вспомогательное значение. Думается, что нельзя обобщить суть государственного экономического регулирования в кратком определении, охватывающем только точки зрения авторов к интерпретируемому термину.
Существуют нормативный, а также функциональный подходы в литературе, посвященной юридическим понятиям. Эти подходы используются для интерпретации такого термина как «государственное регулирование экономики».
Нормативный подход включает в себя использование большого числа различных инструментов, в частности, финансовые, правовые и организационные, для обеспечения поддержки государства и защиты хозяйственных организаций, осуществления контроля со стороны государства и применения наказаний за невыполнение субъекта и этой деятельности законодательных требований1. Нормативный подход предполагает юридическое обеспечение мер экономического регулирования, осуществляемого государством. Из-за того, что эта сфера не предполагает законодательного закрепления в виде хозяйственного кодекса, являющегося системообразующим официальным документом (НПА), о «системе» данных мер свидетельствовать рано.
В рамках изложенной позиции Е. Губина, можно утверждать, что термин государственное регулирование экономики — это функция органов государственной власти, которая направлена на осуществление экономической политики, предполагает использование специальных инструментов, форм и методов2. С целью упорядочения отношений в рыночной экономике используется государственное регулирование3. Исходя из точки зрения, изложенной В.Белых, рассматриваемое нами понятие следует понимать как государственную управленческую деятельность, которую представляют наделенные полномочиями органы. Данная деятельность заключается в том, чтобы отношения в сфере предпринимательства пришли в порядок, что важно для обеспечения защиты интересов сторон этих отношений4. Два определения говорят нам о работе государственных органов, а также можно увидеть функциональный подход.
Г.Отнюкова понимает значимость государства в части регулирования предпринимательской деятельности, влияние на эту деятельность посредством принятия таких официальных документов как правовые акты частного регулирования, НПА, регулирующие соблюдение предпринимателями возложенных на них юридических норм, а также путем использования стимулирующих мер и наказания для тех, кто не соблюдает эти нормы5. Данное определение регулирования находится между двумя подходами - функциональным и нормативным, больше склоняясь к последнему. Когда акцентируется внимание на действиях, предпринимаемых государственными органами, право закрепляет деятельность, осуществляемую органами государственной власти.
Эти определения не конфликтуют - напротив, они взаимно дополняют одно другое. Если бы они были объединены, определение стало бы слишком длинным.
Возможно полностью раскрыть сущность процесса, которое называется государственное «экономическое регулирование» через цели, формы, принципы, а также методы экономического регулирования.
Государственное регулирование экономики затрагивает различные области и включает в себя управленческие действия, направленные на формирование рациональной экономической системы и на обеспечение защиты интересов различных групп, в частности, безопасности государства, граждан, а также человека, экологии, социальных функций и защиты тех категорий лиц, которые являются самыми незащищенными.
Сохранение человечества является приоритетной целью любого государства. Для этой цели рациональное хозяйствование должно быть установлено как компонент экономического регулирования. Важно, чтобы государство поощряло субъекты хозяйствования к тому, чтобы они вели разумное экономическое управление, используя при необходимости меры принуждения. В то же время само государство должно взять на себя ответственность за рациональное управление экономикой, если оно активно действует в хозяйственном обороте. Более того, если государство утверждает, что действует законно, оно должно принимать соответствующие действия для того, чтобы подавлять любое неправомочное вмешательство в деятельность хозяйствования со стороны определённых органов власти, которое может считаться нерациональным.
Каждая деятельность должна завершиться тем или иным результатом, ведущим к намеченной цели. Необходимо, чтобы рациональное хозяйствование было эффективным, чтобы можно было достигать поставленной цели с минимально возможными затратами. Термин “рациональное хозяйствование” характеризуется как успешное и наиболее благоприятное развертывание экономической деятельности в отношении глобальных нерешенных вопросов, волнующих человечество, с ориентацией на достижение наивысшего уровня спроса общества при наименьших издержках. Это определение может быть уточнено, если оно будет снабжено четкими критериями, составляющими компонентами, неотъемлемыми чертами или признаками продуктивного хозяйствования. Без стремления дать полный список данных показателей (признаков, а также элементов и так далее) можно привести такие самые важные черты продуктивного управления, как производственное формирование (производственная составная часть), максимальное применение достижений прогресса в научном и техническом направлении (инновационная составная часть), эффективное и наиболее благоприятное применение ресурсов природного характера при сокращении опасного воздействия на среду, функция сбережения энергии (экологическая составная часть), социальная ориентация (социальная составная часть), а также нравственная ориентация и соответственно нравственная составная часть.
Вышеупомянутое определение понятия "рациональное хозяйствование" относится к обеспечению потребностей людей. Поэтому в данном контексте "рациональное хозяйствование" может быть интерпретировано объективно. Также если говорить о том, что хозяйствование (рациональное) имеет субъективный смысл, то оно зависит от потребностей экономических субъектов, особенно тех, кто участвует в деятельности, которая является предпринимательской. Хотя эти субъекты предпринимательства выполняют общественные требования, их цель заключается не только в достижении этой цели. Вместо этого они сосредоточены на попытках получить прибыль посредством законно и незаконно принятых подходов.
В объективном значении вопрос обеспечения рационального хозяйствования входит в комплексную цель регулирования экономики, которое осуществляется государственными органами.
Обеспечение рациональности хозяйствования в то же время составляет часть главной цели регулирования хозяйства и цели хозяйственного права.
Во 2-й половине 20-го века основатели идеи хозяйственного права первыми стали утверждать, что гарантия эффективного и рационального хозяйствования — цель хозяйственного права.6 В современных условиях необходимо обсудить, как лучше всего обеспечить рациональное управление экономикой с помощью хозяйственного права. Несмотря на переход к современной рыночной экономике, эта цель приобретает еще большую актуальность в свете трудностей, с которыми сталкивается человечество. Как справедливо заметил В.Лаптев, полезно обратиться к опыту регулирования хозяйственной деятельности в обстоятельствах так называемой плановой экономики, особенно при рассмотрении вопроса о том, как добиться рационального осуществления хозяйствования, эффективного налаженного управления хозяйством, а также достичь трудовой производительности7.
Несмотря на участие трудового, земельного права и так далее в обеспечении эффективного управления экономикой, основная цель этих отраслей заключается в решении тех задач, которые связаны непосредственно с особенностями их предмета, а не в рациональном хозяйствовании. Так при определении того, какую именно правовую отрасль необходимо использовать, следует принимать во внимание цель, а также другие сопутствующие ей признаки, такие как предмет, принципы, а также методы и субъекты
8.
Обеспечение рационального хозяйствования и проведения политики, отвечающей интересам общества, представляется важнейшей целью регулирования экономики. Хотя определенные отрасли и формы бизнеса тоже могут иметь свою собственную повестку дня, основная цель регулирования остается неизменной. Заявленная цель модернизации российской экономики является прямым продолжением основной цели и работает на ее достижение. Кроме того, усилия по модернизации экономики дополнительно способствуют достижению частичных целей системы регулирования экономики со стороны государства, таких как переход на инновационный путь. Термины, охватывающие экономическое и предпринимательское регулирование взаимосвязаны между собой тем, что производственные отношения, которые существуют в экономике, содержат предпринимательство непосредственно в самой структуре9.
Оценивать адекватность и эффективность мер государственного регулирования и защиты бизнеса можно, изучая преимущества и недостатки рыночной экономики. Предпринимательство предоставляет собой основную форму экономической активности на рынке - подвергается не только общим правилам государственного регулирования (налоги и таможенные сборы), но и специфическим нормам, направленным на различные сферы деятельности: аудиторские услуги, инновационные технологии, оценочные работы, коммерческая деятельность, страхование, банковское дело, реклама, инвестирование и т.д. Эти правила способствуют эффективному ведению бизнеса, а также поддерживают достаточную конкуренцию и обеспечивают адекватную защиту прав и интересов потребителей. Важно анализировать и оценивать государственное регулирование деятельности предпринимателей непосредственно как основу для регулирования и защиты предпринимательства в целом. Опишем понятия "государственное регулирование предпринимательской деятельности" и "государственное регулирование в сфере экономики": Первое понятие является универсальным и относится к любой форме влияния государства на ход дел в предпринимательской сфере. Второе понятие является частным случаем и представляет собой систему ограничений, а также соглашений и основных стимулов, которые приходят непосредственно со стороны государства. Это позволяет государству влиять на происходящие процессы в области экономики, определяя условия для работы самих предприятий и предоставляя им защиту.