Файл: Государство в хозяйственном обороте играет важную роль, так как является особенным участником этого процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция РФ предоставляет законные основы для регулирования предпринимательства. Статья 7 защищает право на социальную защиту, статья 8 регулирует гарантии равного права субъектов предпринимательства, статья 34 обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и запрещает монополистическую деятельность, а статья 71 устанавливает правовые рамки для государственной политики по развитию (экономическому), работе на рынке, валютного, кредитного и таможенного регулирования. Так правовые предписания Конституции нашей страны обеспечивают целесообразность и эффективность проведения государственного регулирования предпринимательства. Правовая база служит руководством для правительства при введении нормативных актов, а также обеспечивает гарантии для всех членов предпринимательства. Гарантии предполагают четкую ответственность всех сторон, защиту от попыток монополизации, недобросовестной конкурентной борьбы и любого другого поведения, которое может стать причиной искажений на рынке.
Понятие "экономическая конституция" появилось в науке по причине обилия норм, заложенных в конституциях современных стран мира, которые регулируют отношения в секторе экономики. В общем, под экономической конституцией понимается набор предусмотренных конституцией положений, устанавливающих ограничения и условия, касающиеся экономической сферы 10. Подход Г.А. Гаджиева к "экономической конституции" подчеркивает ее статус как обособленного комплекса положений Конституции, относящихся к единому предмету - регулированию экономических отношений. Эти положения, различные по объему и силе, объединены логической и правовой системной взаимосвязью11. Если Конституция РФ предусматривает положения, касающиеся деловых отношений, необходимо создать соответствующий НПА для осуществления этих положений. Этот акт должен включать нормы, которые имеют прямое отношение к данным предпринимательским отношениям. Такой подход важен для осознания хозяйственного права, поскольку обеспечивает его внутреннее единство.
Конституция РФ предоставляет особую защиту в области предпринимательства и заложила таким образом основу для включения этого предмета в ГК РФ. Но он не получил самостоятельного регулирования, будучи отодвинут на второй план, а иногда и заменен понятием "имущественные отношения". Отсюда можно утверждать, что ГК РФ служит инструментом для активного развития предпринимательского права
12.
Для достижения последовательного развития отношений предпринимателей в Российской Федерации потребуется налаженное эффективное государственное регулирование. Приоритетное выделение отдельной сферы для деятельности предпринимателей имеет неоспоримую важность. Гармонизировать рынок, и продвигать экономическое развитие помогает регулирование деятельности предпринимателей.
В.Лаптев предложил идею издания хозяйственного кодекса, предназначенного для регулирования коммерческих отношений в качестве перспективного стратегического решения, которому следует уделить должное внимание при формировании концепции улучшения коммерческого законодательства. Однако ее решение не может быть достигнуто быстро при нынешнем развитии страны. Большое значение имеет создание законов "второго уровня", которые будут определять отдельные и наиболее принципиальные вопросы ведения бизнеса. Примером может служить закон о регулировании государством вопросов хозяйственной деятельности. Этот закон установит экономические отношения более конкретного характера по вертикали, когда осуществляются отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями хозяйственной иерархии13.
С позиции В.Андреева, требуется принять соответствующий закон об основах регулирования предпринимательской деятельности на уровне государства14. В.Белых предложил приблизительную структуру этого закона, которая будет включать три главы: (1) госрегулирование деятельности предпринимательства; (2) регулирование функциональных видов хозяйственной деятельности; (3) госрегулирование отраслевых направлений хозяйственной деятельности15. Исследование И. Дойникова подчеркивает разработку законодательных мер для регулирования экономики на государственном уровне в целях улучшения отечественной экономики16. С позиции Е.Губина необходимо законодательно закрепить закон, который будет содержать правила взаимодействия государства и предпринимательства, принципы, инструменты и формы регулирования со стороны государства. Закон будет также обеспечивать защиту прав предпринимателей17.
Правоведы призывают к принятию официального документа — нормативного правового акта (НПА) для регулирования деятельности предприятий государством с целью установления системы целей, а также принципов, форм и методов регулирования.
В.Белых предложил провести инвентаризацию юридической базы предпринимательской деятельности, чтобы определить наличие дублирующих и противоречащих норм, а также недостатка правил, направленных на контроль
18. В частности, инвентаризация должна определить приоритетность соответствующих официальных документов и проанализировать степень их поддержки предпринимательской деятельности. После инвентаризации юридической базы существующего правового режима можно исключить устаревшие, недостаточные или недооценные регулятивные руководящие принципы.
Чтобы эффективно укрепить государственные институты, а также инициировать развитие единой системы правил в России, разработано множество официальных документов (законодательных актов), которые рассматриваются как мини-своды хозяйственных правил. Они призваны регулировать отношения непосредственно между предпринимателями в различных направлениях экономики и работе предпринимателей, привнося их в общее регулирование, осуществляемые государством.
Примерами данных законов являются: от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»19; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ»20; от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»21; от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»22; от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»23; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О промышленной политике в РФ»24.
Изменения в функционировании компаний обеспечиваются повышенной активностью экономических организаций международного уровня. Необходимо регулирование предприятий на межгосударственном уровне.
В астанинском договоре о ЕврАзЭС, который был подписан 29.05.2014 года25 предусмотрены правила объединения и гармонизации законодательных норм стран-членов. Данный процесс (гармонизации) оказывает большое влияние на процесс межгосударственного регулирования и может стать началом реформирования международных отношений в будущем. Гармонизация подразумевает согласование правовых норм участвующих стран с целью обеспечения однородности правовых положений в определенных областях. Унификация наоборот предполагает преобразование правовых норм государств-участников к одной виду с целью создания точно определенных правовых механизмов по указанным в договоре условиям. Протокол о мерах по реализации согласованной политики в области валютного регулирования (Приложение № 15 к Договору) предписывает государствам-членам Евразийского экономического союза осуществлять гармонизацию требований к осуществлению учета и контроля за проведением операций, связанных с валютами. Государства-члены также обеспечивают гармонизацию требований к нормам об ответственности при нарушениях валютного законодательства стран, участвующих в Евразийском экономическом союзе. Кроме того, статья 94 Договора предусматривает установление единой политики по обороту сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Принимая во внимание эти требования, Интеграционное право Евразийского экономического союза включает в себя нормы относящиеся к предпринимательской деятельности, для регулирования и контроля при капиталовложении и осуществлении деловых операций странами-участницами ЕврАзЭС. Интеграционное право будет включать в себя институциональные и подотраслевые нормы, созданные для обеспечения необходимого государственного контроля и координации экономических действий сторон Евразийского экономического союза.
Формирование и регулирование деятельности в области предпринимательства между членами ЕврАзЭС возможно через сбалансированный и хорошо гармонизированный правовой механизм. В состав данного механизма входят различные нормативные акты. Эти официальные документы включают в себя регулирование технического типа, регулирование таможенной и тарифной функции, нетарифное регулирование, основы торговли услугами, правила (конкурентные), обобщенные принципы контроля и регулирования естественных монополий, и пр. Закон об интеграции включает регулирование вопросов ВЭД, защиту прав граждан и их интересов при проведении ВЭД, и помимо этого, экономическое и правовое регулирование движения капитала. База правовых положений ЕврАзЭС направлена на формирование стабильных и справедливых условий для инвесторов, предпринимателей из Российской Федерации и баланс экономических интересов государств-членов. С целью гармонизации законодательства в Содружестве Независимых Государств используются модельные законы, которые должны было основаны непосредственно на принятых Межпарламентской Ассамблеей правилах. Такое законодательство помогает странам-членам взаимно развиваться и поддерживать высокий уровень жизни.
Таким образом, модельные законы, утвержденные в рамках Межпарламентской Ассамблеи Стран-Участниц Содружества Независимых Государств, имеют широкое применение на территории стран-членов Содружества. Национальные законодательные проекты и решения готовятся на основе таких модельных законов, которые обычно имеют рекомендательный характер.
Таким образом, в городе Санкт-Петербурге 27.11.2015 года модельный закон о предпринимательстве26 был принят на 43-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи. Важнейшей основой для регулирования отношений, распределенных на отношения горизонтальные и вертикальные, является модельный закон. Первые имеют отношение к связям между предпринимателями или их интересами, а
вторые охватывают вопросы регулирования, государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности. Из-за неоднозначности «государственного регулирования», третий раздел Модельного закона назван «Основами публичной организации предпринимательской деятельности». Этот закон — часто встречаемая модель основы для регулирования предпринимательских отношений.
Когда речь идет о ВТО, важно учитывать, что в рамках одного из выводов глобального экономического и финансового кризиса, термин глобализация представляет собой двустороннее явление, у которого есть как хорошие, так и плохие стороны. Пути назад к натуральному хозяйству нет, но есть и обратная сторона чрезмерной интеграции. Об этом в последнее время уделяется большое внимание, особенно в рамках стран ЕС из-за озабоченности по поводу последствий данного процесса. Несмотря на все возможные изменения, глобализация предоставляет большие возможности для экономического развития.
1 См.:Ш
2 См.: Пр
3 См.: Г
4 См.: Пр
5 См.: Р
6 См., например: Хоз
7 См.: Л
8 См.: Х
9 См.: Б
10 См.: А
11 См.: Пр
12 См.: А
13 См.: Л
14 См.: А
15 См.: Б
16 См.: Д
17 См.: Г
18 См.: Б
19 С
20 С
21 С
22 С
23 С
24 С
25 U
26