Файл: Отражение политической жизни Афин в трагедии Еврипида Просительницы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отражение политической жизни Афин в трагедии Еврипида “Просительницы”
Трагедия Еврипида "Просительницы" была создана между 424 и 418 годами и во многом отразила отношение драматурга к первому периоду Пелопоннесской войны – Архидамовой войне. Кроме того, в трагедии очень ярко прослеживаются и политические взгляды Еврипида – он был убежденным демократом, скорее умеренного толка. Ну, и наконец, вполне очевидно противопоставление Афин и Спарты. Но обо всем по порядку.
Сюжетом драмы является миф о Походе Семерых против Фив. Согласно ему, семеро выступивших из Аргоса на Фивы вождей потерпели поражение. Разбившие их фиванцы в нарушение обычаев запретили хоронить не только главного предводителя похода – Полиника, но и вообще всех погибших. Против этого святотатства выступил Тесей, который силой принудил фиванцев похоронить мертвых.
Еврипид связывает миф с событиями Пелопонесской войны, когда фиванцы тоже не дозволили афинянам похоронить солдат, погибших в сражении при Делии (424 г). Попав в затруднительное положение Афины искали союза против Спарты и Фив с Аргосом, тем самым городом, из которого начался Поход семерых. Тем самым обращение «Просительниц» Еврипида к теме этого похода ещё теснее увязалось с тогдашней греческой политикой. Вскоре после битвы при Делии союз между Афинами и Аргосом действительно был заключён.
Хор «Просительниц» составляют матери убитых аргосских героев и их служанки. В конце трагедии Еврипида к этому хору присоединяются и мальчики-сыновья Семерых вождей. Сценические декорации изображают храм Деметры в Элевсине – хор «просительниц» садится у его жертвенников. Еврипид представляет сцену сожжения останков Семерых, где процессия мальчиков несёт урны с прахом своих отцов. Одним из кульминационных моментов «Просительниц» является добровольная смерть жены Капанея – она восходит на погребальный костер своего мужа.
В самом конце драмы Еврипид изображает явление богини Афины которая повелевает установить культ погибших героев и требует от жителей Аргоса клятвы никогда не воевать с афинянами. И здесь мы видим влияние внешнеполитических задач Афин на произведение.
В произведении прослеживается и тема особой роли Афин в Греции – роли “защитников справедливости” в противовес “лукавой Спарте”. Слова об этом Еврипид вкладывает в уста царя Аргивян Адраста:
“Жестока
нравом Спарта и лукава;
Другие ж города малы и слабы,
Один лишь город твой помочь нам властен.
Он внемлет горестям других, и юных
Царь у него в расцвете сил. Немало
Погибло государств от злых царей”
Тесей же показан выразителем интересов афинского народа и в его уста Еврипид вкладывает речь о вреде захватнических войн, затеваемых из корыстных интересов.
“Те к славе рвутся, эти раздувают
Игру войны и развращают граждан,
Те метят в полководцы, те – в начальство,
Нрав показать, а тех нажива манит,–
Не думают о бедствиях народных.”
Что тоже перекликается с периодом Архидамовой войны, так как стратегия Спарты, полагавшейся на сильную армию, в этот период войны заключалась в быстром захвате и разорении земель противника с целью его ослабления.
Здесь же мы встречаем рассуждение Еврипида о трех категориях граждан. Малочисленные богатые, по его мнению, бесполезны и им всегда все мало. Бедные же завистливы и подвержены влиянию демагогов, что могут склонить их к противостоянию с богатыми. Наилучшими же являются представители среднего класса – “опора государства и охрана закона в нем”. Что характерно, идея об особой роли среднего класса очень ясно проявляется в более поздней греческой политической теории, например у Аристотеля. Средний класс это своего рода база для умеренных демократов, к коим я бы и отнес Еврипида.
Следующий интересный момент это диалог Тесея с фиванским послом, где опять таки Еврипид превозносит афинскую демократию и сравнивает ее со спартанским строем.
“С ошибки речь ты начал, гость. Напрасно
Ты ищешь самодержца,– не один
Здесь правит человек, свободен город.
Народ у власти; выборных сменяет
Он каждый год; богатству преимуществ
Здесь не дают, права у бедных те же.”
Отвечая, фиванский посол приводит
, на мой взгляд, довольно традиционные аргументы против демократии – власть одного лучше власти толпы, ибо не подвержена влиянию демагогов и что народ не способен править самостоятельно.
Ответ Тесея не менее характерен, скажем так – он считает, что единовластие – великое зло, так как царь в такой системе стоит над законами, граждане не равны друг другу и богатые обладают большей властью чем бедные. И далее следует вновь защита Еврипидом демократии, притом аргументы не менее традиционные, чем в части про монархию и олигархию. В частности – равенство в суде, и что всякий может дать совет на благо отечества в народном собрании.
Трагедия «Просительницы», вероятно, была в первый раз поставлена около 416 г. Аргос заключил с Афинами договор в 420 г., но вследствие происков сторонников спартанской ориентации договор был нарушен, и Аргос стал союзником Спарты, которая установила в этом полисе олигархию, но аргосцы сбросили ненавистный режим и обратились в 417 г. за помощью к Афинам. Трагедия «Просительницы» и была отзвуком на эти политические события, она являлась формой агитации Еврипида за демократические принципы, ну и, конечно, противопоставляла прогрессивные и демократические Афины лукавой и олигархической Спарте.