Файл: Статья поступила в редакцию 07. 12. 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (85) 2020 361 4. Alieva B.Sh. Ispol’zovanie tvorcheskogo naslediya Ahmedhana Abu-Bakara v duhovno-nravstvennom vospitanii starsheklassnikov. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2019;
№ 3 (76): 261 – 262.
5. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. `Etnokul’turnaya kompetentnost’ kak uslovie profilaktiki `ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 – 37.
6. Sem’ya – sociokul’turnoe prostranstvo zhiznedeyatel’nosti v sovremennom obschestve: otvety na sovremennye vyzovy. Available at: http://opdagestan.ru/news/item/828
Статья поступила в редакцию 07.12.20
УДК 378
Alikhanova B.A., postgraduate, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: bikaalihanova95@mail.ru
DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE LEARNING ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE
OF MBOU KSOSH №1 “KUBACHINSKAYA SECONDARY SCHOOL”). The article shows that patriotism is considered as the moral principle of the attitude of a person who is not indifferent to the fate of his homeland and to the fate of his people. This necessitates the purposeful formation of a patriotic consciousness among citizens and, consequently, the creation of an integral system of patriotic education in a secondary school. In analyzing the results of the study, the author is able to determine the level of formation of the patriotic consciousness of high school students, which indicates the lack of level of patriotism and outlined ways to further improve it. The practical significance of our research lies in the fact that our results determine which components of the formation of patriotic consciousness should be strengthened. The research tells that it is important to more widely involve educational institutions and additional study groups in the patriotic education (here, the
Kubachi School of Art).
Key words:
patriotic consciousness, Kubachi school, high school students, patriotic education, values, moral, components of patriotic consciousness,
formation of patriotism.
Б.А. Алиханова, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: bikaalihanova95@mail.ru
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КСОШ № 1» – КУБАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА)
В статье рассматривается патриотизм как нравственный принцип отношения человека, неравнодушного к судьбе своей Родины и к судьбам своего народа. Это обусловливает необходимость целенаправленного формирования патриотического сознания у граждан и, следовательно, создания целостной системы патриотического воспитания в общеобразовательной школе. В ходе анализа результатов исследования авторам удалось определить уровень сформированности патриотического сознания старшеклассников, который указывает на отсутствие необходимого уровня патриотизма, и наметить пути его дальнейшего совершенствования. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты определяют, какие компоненты формирования патриотического сознания следует укрепить: важно шире привлекать к участию в патриотическом воспитании образовательные учреждения, дополнительные обучающие кружки (здесь – Кубачинская школа искусств).
Ключевые слова:
патриотическое сознание, Кубачинская школа, старшеклассники, патриотическое воспитание, ценности, нравственность,
компоненты патриотического сознания, формирование патриотизма.
Переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исто- рических традиций требует объединения общества на основе демократических ценностей. Жизнеспособность и могущество любого государства зависит от уровня сформированности патриотического сознания его граждан.
Сознание начинается с познания, с восприятия знаний, информации. То есть основной стержень сознания – знание, которое перерабатывается, задей- ствуя все компоненты когнитивных процессов. Для реализации эмоциональной стороны патриотизма важно знать историю своей страны, города, поселка, их культурные традиции, обычаи. Поведенческий же компонент предполагает зна- ние моральных норм, правил культурного поведения, которые стоит применить в отношении к своей Родине [1 – 11].
Несмотря на наличие государственной программы о патриотическом воспитании граждан РФ на 2016 – 2020 годы, направленных на обеспечение государственной идентичности, непрерывности процесса воспитания с целью формирования у граждан чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению своих обязанностей, вопрос о формировании патриотического сознания старшеклассников остается актуальным [3]. Проблемой являет- ся оторванность программы от ее прямых исполнителей – образовательных учреждений, семьи, СМИ, а также антипатриотическая среда, сокращение школьных программ по истории своего народа. Сегодня подрастающее поко- ление проявляет больше интереса к зарубежным фильмам, где часто куль- тивируют презрительное отношение к людям; молодежь мечтает уехать за пределы своего города, родины, страны, чтобы воплотить в реальность свои юношеские мечты, героями для подражания которых стали представители шоу- бизнеса.
Прежде чем формировать, развивать, воспитывать то или иное качество, необходимо четко представлять себе не только его содержательную сущность
(патриотизм как чувство, феномен, явление, отношение), но и психологическую структуру, критерии сформированности. Именно об этом пойдет речь в нашем исследовании [2].
А.С. Макаренко говорил: «О сформированности патриотического сознания у человека можно судить только тогда, когда он патриотично ведет себя в силу внутреннего побуждения, потребности, когда в качестве контролирующего меха- низма выступают его собственные взгляды и убеждения – без внешнего контроля и даже, если это необходимо, вопреки актуальной «моде» на непатриотичное поведение, существующей сегодня в нашем обществе».
В проведенном нами исследовании приняли участие ученики 10-х и 11-х классов Кубачинской средней общеобразовательной школы имени Ахмедхана
Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства поселка Кубачи
Дахадаевского района.
В общем количестве выборка включила 82 школьника, в возрасте 16 – 17 лет. Это период физической и психической зрелости личности, формирования абсолютной Я-концепции, принятия себя. Они отличаются устойчивыми познава- тельными интересами, чувства становятся более осознанными, вырабатываются нормы поведения и устойчивые ценности, которыми руководствуются в своем по- ведении. Присущая подросткам критичность суждений уступает место аналити- ческой деятельности, то есть умению размышлять, сравнивать и анализировать полученную информацию.
Учитывая цель нашего исследования, нами была подготовлена программа работы с каждым компонентом патриотического сознания.
1. Интеллектуальный компонент проверялся на основе знаний старше- классниками истории Дагестана и истории своего села, пониманий сущности па- триотизма и его норм.
Знания истории Дагестана и Кубачи проверялись путем проведения опроса на уроке истории. По существу, оценивались остаточные знания, что способство- вало определению качества их усвоения и значимости изученного ранее мате- риала для школьников, наличие интереса к истории села и к истории Дагестана в частности. В результате было выявлено, что только 9% учащихся отличаются прочными знаниями, среди которых 2,4% явно интересуются историей, поскольку их знания отличались широтой.
После четкой формулировки нами понятия патриотизма 17% учащихся смогли определить самостоятельно нормы патриотического поведения, что сви- детельствует об их способности анализировать информацию и делать адекват- ные выводы.
2. Аксиологический компонент патриотического сознания проверялся определением рейтинга ценностей. Для определения ценностных ориентаций у старшеклассников и места среди них патриотических ценностей мы предложили им список из двадцати ценностей, которые необходимо было проранжировать от
1 до 20 в соответствии с их субъективной значимостью. Итоговый рейтинг цен- ностей у школьников выглядит следующим образом: друзья, отдых, развлечения, хобби (спорт, компьютер) и любовь занимают первые места рейтинга, у 79,2% участников. На втором по значимости месте – учеба, семья, здоровье, творче-


ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (85) 2020 362
ство, полезное дело, познание себя (у 78% респондентов). Ценности, связанные с понятиями Родины и патриотизма, занимают устойчивые последние места в рейтинге у 94% школьников.
3. Мотивационный компонент проверялся наличием у учеников патрио- тических мотивов по отношению к своей большой и малой Родине в процессе анкетирования и дублирующей его беседы. Школьники отвечали на следующие вопросы:
1. Будете ли вы просматривать патриотические передачи с семьей?
2. Будете ли Вы готовиться к уроку истории, если знаете, что Вас не спро- сят на уроке?
3. Согласны ли Вы принять участие в проведении классных часов на па- триотическую тематику?
4. Способны ли Вы без принуждения отказаться от интересного занятия в пользу нужного дела (уборка территории, подготовка к уроку истории и т.п.)?
5. Обсуждаете ли вы в семье политические проблемы страны?
6. Любите ли Вы Россию? Свой поселок Кубачи?
7. Можете ли Вы сделать замечание человеку, ругающему Родину
(взрослому, сверстнику)?
8. Могли бы Вы навсегда уехать из Кубачи? Из России?
Проведенный опрос и беседа показали, что только 34,1% желают разви- вать, совершенствовать свой поселок как основное место их дальнейшего прожи- вания и изменить свои патриотические взгляды. 28% ученика дали категорически отрицательные ответы, обосновали они это тем, что патриотизм не способствует их общему развитию, а, напротив, затормаживает некоторые возможности свобо- ды слова и действий.
37,8% старшеклассников не уверены в своих желаниях, в большей степени желают реализовывать себя за пределами родного поселка, но от патриотиче- ских норм поведения не отказываются.
4. Эмоциональный компонент патриотического сознания изучался путем анализа позитивных и негативных эмоций, связанных с понятиями «Родина» и
«патриотизм». Результаты анализа показали, что ученики либо равнодушны, либо не осознают своих чувств к Родине. Об этом говорит несогласованность их ответов на некоторые вопросы, в частности, одновременно положитель- ные ответы на вопросы «Любите ли вы Родину?» и «Могли бы вы навсегда уе- хать из Кубачи?». Только 18,3% человек смогли четко описать свои желания, цели, отношение к традициям, свое недовольство, причины желания покинуть страну.
5. Поведенческий компонент. Анализ результатов вышеописанных иссле- дований позволил выявить и некоторые характеристики поведенческого компо- нента патриотического сознания: Беседы классных руководителей с учащимися, их родителями, наблюдение за ними, направленные на выявление фактов па- триотических поступков старшеклассников, показали, что 51,2% из них не рас- положены к добровольной и осознанной общественно полезной деятельности, а добросовестное отношение к учебе они не связывают с патриотизмом. Два уче- ника (2,4%) уже принимают участие в различных общественных объединениях, абсолютно знают историю своего села, помнят и чтят своих героев, остальные находятся в положении желающих измениться, но все еще не уверенных в своих намерениях (табл. 1).
Проведенный анализ подтвердил наше предположение об отсутствии не- обходимого уровня сформированности исследуемого феномена у старшекласс- ников и позволил наметить пути дальнейшей работы по устранению выявленных недостатков.
На сегодняшний день слабая организация патриотического воспитания приводит к издержкам не только в эмоциональном компоненте патриотизма старшеклассников, но и в поведенческом, где подрастающее поколение теряет самобытность, забывает народно-прикладные промыслы, а значит, теряет связь со своими корнями.
Знания художественной обработки металла, будучи основным видом дея- тельности, передаются из поколения в поколение жителями поселка, тем самым укрепляя всемирно известную славу златокузнецов. Школа уделяет большое вни- мание развитию дополнительных кружков при школе, чтобы не угасали и возро- ждались наши промыслы.
Наш Дагестан всегда славился мастерством. Почти каждое село имеет свои промыслы (Кубачи, Балхар, Унцукуль). Сегодня молодежь Дагестана, поте- ряв интерес к национальному производству, ищет способы работы за пределами республики. Из патриотических побуждений нельзя забывать народные промыс- лы, молодежь нужно заинтересовывать в их возрождении, открывать образова- тельные центры, мастерские народных промыслов, проводить мастер-классы с детьми. Восстановление художественного комбината предоставит возможность вовлекать детей в трудовую деятельность и прививать патриотизм – любовь к делу своего народа и истории Кубачи.
Художественный комбинат – это место, где будут создаваться, развиваться и появляться новые идеи. Человек становится непотопляемым тогда, когда он приобретает какую-то профессию, навыки, тем более, что художественная обра- ботка металла, рукоделие и прочее развивает творческое мышление.
Очень важно ответить на вопрос «Кто мы и откуда?», на который даст ответ только истинный патриот своей Родины.
Таким образом, очень важно, чтобы педагоги имели соответствующую под- готовку с целью передать многовековой опыт предков подрастающему поколе- нию.
Таблица 1
Уровень компонента
патриотического
сознания
Компоненты ПС,%
Уровень сформирован,
патриотического
сознания
%
Интеллектуальный
Мотивационный Аксиологический Эмоциональный
Поведенческий
Низкий
54,5 28 94 64,6 51,2
умозрительный
58,4
Средний
32,5 37,8 3,6 17,1 46,4
неосознанный
27, 6
Высокий
13 34,1 2,4 18,3 2,4
убежденческий
14
Библиографический список
1. Абрамов А.В. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? Государственная служба. 2005; № 2.
2. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград: Издатель, 2001.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Москва, 2001.
4. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании. Русский вестник. 2004; № 16.
6. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
7. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
8. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. Ялта, 2016; № 4 (36): 11 – 18.
10. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.
11. Горбунова Н.В. От выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни. Гуманитарные науки. Ялта, 2016; № 2 (34): 28 – 33.
References
1. Abramov A.V. Obscherossijskaya patrioticheskaya ideologiya: kakoj ej byt’? Gosudarstvennaya sluzhba. 2005; № 2.
2. Vyrschikov A.N., Buzskij M.P. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskij aspekt. Volgograd: Izdatel’, 2001.
3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2001 – 2005 gody». Moskva, 2001.
4. Stolyarenko A.M. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2001.
5. Troickij V.Yu. O patrioticheskom vospitanii. Russkij vestnik. 2004; № 16.
6. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol’, 2014.
7. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
8. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
9. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2016; № 4 (36): 11 – 18.
10. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost’ i kar’era: monografiya. Yalta, 2017.
11. Gorbunova N.V. Ot vybora professii k professional’noj kar’ere i uspehu v zhizni. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2016; № 2 (34): 28 – 33.
Статья поступила в редакцию 05.12.20