Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:
– прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
– прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
– финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли
(убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
Финансовые результаты от внереализационных операций– это прибыль
(убыток) по операциям различного характера, не относящимся основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей,
22 если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).
При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов по оплате труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормативной величиной.
Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает под собой задачу планирования прибыли на некоторый срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день.
Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли торгового предприятия. К ним относятся:
– прибыль (убыток) от реализации продукции.
– прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.
– сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.
– прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств.
Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:
– объём продажи продукции.
– розничные цены на реализуемые товары.
– издержки обращения.
– фондовооружённость работников.
23
– налогоёмкость предприятия.
– численность работников предприятия.
– оборачиваемость и состав капитала.
– затраты, относимые на прибыль.
Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала и др.
Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.
Таким образом на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.
24
При рыночной экономике результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность.
Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность.
В наиболее широком и общем понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
– производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
– предприятий, организаций, учреждений в целом, как субъектов хозяйственной деятельности; отраслей экономики.
Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это относительный показатель, уровень доходности, измеряемый в процентах.
Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обуславливают наличие значительного количества показателей рентабельности.
При исчислении рентабельности отдельных видов продукции может приниматься прибыль от их выпуска или реализации. При этом текущие издержки могут приниматься в следующих вариантах:
– себестоимость (производственная или полная);
– себестоимость за исключением материальных затрат (рентабельность по отношению к вновь созданной стоимости);
– стоимость в оптовых ценах (стоимость за минусом непрямых налогов).
Для расчета уровня рентабельности предприятий может использоваться: балансовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности; других видов деятельности
(финансовой, инвестиционной деятельности). При этом прибыль сопоставляется с
25 авансированной стоимостью, которая может приниматься в нескольких вариантах
(весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности предприятия.
Он вычисляется по формуле:
Р =
П
Т
∗ 100, где,
Р – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
П – сумма прибыли (валовой или чистой);
Т – объем товарооборота ( без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:
Р =
П
К
∗ 100, где
П - сумма прибыли предприятия,
К - средняя величина собственного капитала.
Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р =
П
ОФ
∗ 100, где
1 2 3
П – сумма прибыли;
ОФ – средняя стоимость основных фондов;
ОФ – средняя стоимость основных фондов;
26
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (
П
ОФ + МС
) ∗ 100, где,
МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат, рентабельность затрат живого труда рентабельность оборотных средств , рентабельность эффективности использования рабочей силы, рентабельность эффективности использования площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модель максимизации прибыли
предприятия
Помня об отличии «бухгалтерской» и «экономической» прибыли, прибыль будет рассматриваться как разница между общим доходом и издержками производства
Рr (прибыль)= ТR (доход) - С (издержки)
Каждое конкурирующее предприятие стремиться максимизировать прибыль, продавая больше, по более высоким ценам и производя наиболее экономичным способом, при наиболее минимальных издержках производства.
27
Данные рассуждения позволяют сформулировать исходную модель максимизации прибыли в краткосрочный период. Для этого необходимо сопоставить валовой доход и валовые издержки, учитывая, что цена постоянная.
ТС (валовые) = ТFC (постоянные) + TVC (переменные)
Если Q=0, то убытки сводятся к постоянным издержкам.
Исходные правила краткосрочного поведения предприятия:
– следует осуществлять производство, если предприятие может получать прибыль (TR>TC); так же целесообразно осуществлять производство, если валовой доход покрывает постоянные издержки (TR>TFC), а сами убытки меньше, чем ее постоянные издержки (-Pr)
– в краткосрочный период предприятие должно производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
На основе представленных данных следует сделать такие выводы:
– по мере роста объема Q прибыль P становится положительной величиной;
– максимальному объему прибыли соответствует наибольшее приближение
МС к ТС. При более точных расчетах это возможно при МR=МС;
– угловой коэффициент линии TR равен предельному доходу MR;
– угловой коэффициент линии ТС равен предельным издержкам МС;
– максимуму прибыли соответствует максимальное расстояние между TR и
ТС. Данные об ТС отражают действие закона убывающей производительности.
Выделяются две точки критического объема производства. Когда ТС=ТR, а прибыль равна нулю. Любое производство за пределами этих точек - убыточное.
Максимальная прибыль достигается, когда « ТR, минус ТС» есть максимальная величина.
???????? = ????????; ???????? = ????; то ???? = ????????
Наращивая экономическую активность, предприятие постепенно стремиться уменьшить убытки.
Стратегия: минимизация убытков. Если предприятие не получает прибыль, то возникает стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. Если TVC сводятся к нулю, то убытки будут равны TFC.
28
Но есть и другие решения. Можно отказаться на время от идеи получать прибыль, но работать без убытков. Уменьшение убытков - это приближение к
«первой критической точке»:
−????(убыток) = ???????????? − (???????? − ????????????).
Если TVC>TR, то есть смысл закрывать производство, чтобы не допустить образования дополнительных убытков по линии общих переменных издержек.
Если валовой доход превышает совокупные переменные издержки (TR>TVC), то есть смысл осуществлять производство, так как из текущего дохода:
– полностью покрываются TVC;
– некоторая часть TFC так же может быть оплачена из дохода (TR - TVC).
Сопоставление MR и MC. В данном случае руководство предприятия предпочитает сравнивать прирост дохода и прирост издержек при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции. Т.е. сравниваются МR и
МС. Если МR>МС, то изделие начинает приносить прибыль.
Предприятие будет минимизировать убытки или максимизировать прибыль, производя строго в той точке, где предельный доход МR равен предельным издержкам: MR=MC.
Если MR>MC, то прежде чем закрыться, есть смысл сравнивать MR и AVC.
Тогда определяется точка минимизации убытков.
В условиях сформированного конкурентного рынка предприятие вынуждено считаться с тем, что MR=P. Тогда P=MC, что есть частный случай исходного правила.
Равенство предельного дохода MR предельным издержкам МС в точке, в которой кривая МС возрастает, а не снижается, есть условие максимизации прибыли.
Тогда предприятие может принять решение и производить некоторый объем продукции, чтобы минимизировать убытки в краткосрочном периоде. Выгоднее производить убыточно некоторый объем продукции, нежели вообще ничего не производить.
29
Таким образом, при определении стратегии в краткосрочный период предприятие может минимизировать потери по линии компенсации постоянных издержек. Оно может мириться с убытками, сводя их до минимума, рассчитывая поправить дела на долгосрочном периоде.
В долгосрочный период предприятие обязано учитывать ряд новых обстоятельств:
– число предприятий может резко увеличиться или уменьшиться, что сопровождается соответствующим изменением рыночного предложения;
– каждое предприятие имеет возможность не только выйти из обозначенного бизнеса, но и расширить его за счет наращивания производственных возможностей с учетом достигнутого масштаба производства;
– в долгосрочный период предприятие исходит из постоянной рыночной цены.
В долгосрочный период предприятие так же стремиться к получению прибыли и остерегается убытков. Если в исходных условиях Р>АТС, или Р<АТС, то предложение отрасли будет соответственно или увеличиваться, или уменьшаться.
Предположим, что предприятие отрасли находится в состоянии равновесия:
???????? = ???? = ???????? = ????????
Экономическая прибыль здесь равна нулю. Предположим, возрос рыночный спрос, и сложилась более высокая рыночная цена. Тогда производство становится более прибыльным, появляется возможность присваивать избыточную прибыль.
Появление экономической прибыли будет привлекать в отрасль новые предприятия. Включается механизм перелива капитала. Рост предложения неизбежен, что обусловит понижение цены до первоначального уровня и восстановление долгосрочного равновесия за счет ликвидации экономической и избыточной прибыли.
Если вслед за этим спрос на рынке будет продолжать падать, то снижение цены и возникшие убытки (Р<АТС) заставят предприятия сворачивать производство или вообще уходить из отрасли. Далее последует уменьшение