Файл: Основная задача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа 3.6.3

Педагогический совет.

Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока.

ЦЕЛЬ. Повышение ИКТ- компетентности учителя в общем информационном образовательном пространстве гимназии

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА. Как использовать возможности цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся

1.

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи:  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».

Академик А.П. Семенов
2. «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

Киплинг.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. 2.29).

3.

«Качество образования определяется такими факторами как высокая компетентность педагогических работников, использование новейших педагогических технологий» так пишет Бабакова Т.А., советский и российский ученый-педагог. 
4.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире
, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

5.

Эпиграфом к моему выступлению станут слова академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.

Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Хочу отметить, что реализация всех федеральных проектов во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования. Приведу слова ректора Томского государственного университета, профессора, Эдуарда Владимировича Галажинского: «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди».

Что же такое Цифровая образовательная среда?

ВИДЕО (Николай Николаевич Дроздов о ЦОС)

6.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС.
С 7.

ЦОС должна обеспечить:

•        использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

•     дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса

, в том числе в рамках дистанционного образования;

•        дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с  другими организациями социальной сферы;

•        повышение уровня сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;

•        возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;

•        обеспеченность ОО необходимым оборудованием;

•        условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;

•        возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.
8.

Реализация ЦОС обеспечит ученикам:

  • получение доступа к электронному образовательному контенту;

  • обучение в комфортной цифровой среде;

  • повышение интереса к обучению;

  • улучшение результатов освоения образовательной программы;

  • развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;

  • формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.



Реализация ЦОС обеспечит учителям:

  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

  • получение дополнительных возможностей для саморазвития;

  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

  • формирование новых условий для мотивации учеников;



9.

Реализация ЦОС обеспечит родителям:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;

  • повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;

  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.



Реализация ЦОС обеспечит школе:

    • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;

    • расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;

    • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.


10.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:


  • Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

Цифровые образовательные ресурсы - это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.

  • Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой образовательной среде.

  • Цифровые технологии.

Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».

Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию ИКТ на высоком профессиональном уровне.

Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН быть ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

1. Общепользовательский компонент;

2. Общепедагогический компонент;

3. Предметно-педагогический компонент.

Остановлюсь кратко на каждом из этих компонентов.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей
, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде . Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Урок, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:

 

Технологии

Описание

Инфографика

Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы 

Облако тэгов

Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками,

ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д. 

Виртуальная доска

Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов 

Интерактивные плакаты и

интерактивные книги

Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке 

Сторителлинг

Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им 

немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д. 

Ленты времени

Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук 

Мультимедийный лонгрид

“Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации,

предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули 

Мультимедиа

Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент 

Скрайбинг

Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации 

Геосервисы

Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт 

Интерактивные дидактические

материалы и ресурсы

для реализации геймификации

Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д. 

QR коды

Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован.