Файл: волгоградский государственный социальнопедагогический университет.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психолого-педагогического и социального образования
Кафедра психологии образования и развития
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (РАСПРЕДЕЛЕННОЙ)
(по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»)
М Водолазов Дмитрий Анатольевич агистрант | |
Направление 44.04.02«Психолого-педагогическое образование» | |
Наименование магистерской программы «Педагог-психолог» | |
Модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» | |
Образовательная организация (база практики) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда» | |
Сроки проведения 26.04.2023; 10.05.2023 (семестр: 09.02.2023-28.06.2023 г.г.) | |
Руководитель практики от вуза Петрова Людмила Модестовна | |
Руководители практики от ОО Ф.И.О. педагога-психолога ОО Ф.И.О. директора (по приказу) |
Оценка _______________________ |
_______________________ Дата___________________ _______________________ (подпись) |
Волгоград, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
2. ЭТАП АПРОБАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач
2.2 Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности
2.3 Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения
3. ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4. РЕФЛЕКСИВНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика (распределенная) по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»
Программа составлена в соответствии с учебным планом с учетом требований, предъявляемым к студентам очной формы обучения, обучающимся на факультете психолого-педагогического и социального образования по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Педагог-психолог»
Курс – 1 (группа ПС-ППМ-11)
Факультет – Психолого-педагогического и социального образования
Направление – 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа – «Педагог-психолог»
Сроки практики: 26.04.2023, 10.05.2023
Место прохождения практики: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»
Цель практики – освоение профессиональных умений и получение опыта профессиональной деятельности в области психологического консультирования.
Образовательные результаты – компетенции, формируемые в результате прохождения практики
Универсальные компетенции (УК):
-
способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).
Профессиональные компетенции (ПКР)
-
способен к проведению психологического консультирования субъектов образовательного процесса (ПКР-1).
Календарный план учебной практики (распределенной)
№ п/п | Дата | Содержание практики (в том числе индивидуальные задания на практику) | Планируемый результат |
1. | 26.04.2023 | Установочная конференция. Знакомство с образовательным учреждением, с психологической службой школы. Проектирование этапов психологического консультативного содействия обучающимся и педагогическим работникам в оптимизации образовательной деятельности (разработка индивидуального плана работы магистранта в ОО). Проведение интервью со специалистом-психологом: выявление наиболее актуальных проблем и практических задач в области психологического консультирования обучающихся и других субъектов образовательного процесса. Знакомство с содержанием документации консультативного процесса у педагога-психолога ОО. Составление перечня возможных запросов на психологическое консультативное содействие оптимизации образовательной деятельности (возраст обучающихся – с 14 лет). | Разработанный план практики Реестр практических задач в области психологического консультирования субъектов ОО Анализ документации психолога по ведению психологического консультирования в ОО. Перечень возможных запросов на психологическое консультирование от разных субъектов ОО. |
2. | 10.05.2023 | Включение магистрантов в работу психолога ОО, направленную на определение актуальных запросов обучающихся. Проведение подготовительных мероприятий (организация пространства, предварительное согласование встреч, подготовка протоколов и др.). Составление графика проведения консультативных встреч с обучающимися и педагогом. Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного и профессионального самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач (возможен групповой формат работы). Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности (возможен групповой формат работы). Получение в ходе супервизии обратной связи о проведении консультативной работы (от руководителя практики, от других магистрантов). | Утвержденный психологом ОО план-график консультативных встреч с обучающимися и педагогом. Рабочие протоколы проведения консультативной работы. Рекомендации участникам образовательного процесса (учителям, обучающимся). Рабочий протокол супервизии. |
3. | 26.04.2023-10.05.2023 | Выполнение мини-исследования условий эффективности и проблем выполнения различных профессиональных действий в области консультирования Выбор одной проблемы, анализ которой представляется магистранту наиболее важной с его точки зрения для формирования того или иного профессионального действия. | Отчет по НИРС, включающий описание методологического, теоретического, эмпирического и практического этапов исследования. |
4. | 26.04.2023-10.05.2023 | Участие магистрантов в групповой и индивидуальной рефлексии опыта практики, направленной на обсуждение и анализ оснований собственных действий в ситуации решения различных консультативных задач. Рефлексивный анализ новых профессиональных возможностей, ограничений, планирование развития и реализации в области осуществления психологического консультирования в системе образования Заключительная конференция | Индивидуальная рефлексия профессиональных возможностей (в форме эссе как часть отчета по практике) Отчет о практике |
1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
Сведения об образовательной организации - базе практики.
Тип учреждения: | Общеобразовательное |
Название: | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда» |
Адрес: | 400125, Волгоград, улица им. Грамши, д. 31 |
Телефоны: | (8442) 70-12-06 — приемная (8442) 70-14-10 — кафедра ИТ |
E-mail: | gymnasium16@volgadmin.ru |
Сайт: | МОУ Гимназия № 16 | Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда" (volgedu.ru) |
Режим | пн-суб, 08.00-20.00 |
Дата создания: | 28.06.1977 года |
Краткая характеристика психологической службы школы:
В школе работают два психолога. Первый психолог специализируется на работе с младшими школьниками, второй – на работе со старшеклассниками. Психологическая служба на первый взгляд развита хорошо. Дети часто посещают кабинет психолога. Также психологи активно участвуют в жизни школы: участвуют в конкурсах с детьми, создают с ними различные проекты психологической направленности.
Интервью со специалистом-психологом: выявление наиболее актуальных проблем и практических задач в области психологического консультирования обучающихся и других субъектов образовательного процесса
-
Кто наиболее часто обращается к Вам с запросом: родители, учителя, учащиеся, внешние субъекты (КДН, органы опеки)?
Зависит от года. В прошлом году, например, было много родительских консультаций. В этом году часто поступают запросы от учителей начальных классов.
Что касается детей, то они сами посещают психолога начиная с пятого класса.
В средней школе в основном обращаются учащиеся, а не учителя. Родители и учителя редко самостоятельно делают запрос.
-
Проводится ли консультирование как самостоятельный вид работы?
Да.
-
Как Вы оповещаете о том, когда и в какие часы проводится консультирование?
Родителей информируют на собраниях. Также они могут записаться на прием через классного руководителя, сетевой город (сферум). Телефоны для связи психологи не дают.
Дети и учителя могут прийти лично в кабинет психолога без предварительной записи.
-
Насколько систематично ведутся консультации?
К концу учебного года и четверти количество посещений учащихся повышается.
Обычно хватает одного посещения.
-
Обращаются ли самостоятельно обучающиеся? (подростки старше 14 лет)?
Да.
-
Если да, то с какой тематикой?
В основном проблемы касаются личной жизни (отношений с родителями, возлюбленными) и взаимоотношений с учителями.
-
С какой позицией и степенью активности обращаются к Вам чаще? Клиенты, пользователи или заказчики?
С позицией клиента.
Учащиеся обращаются к психологу с более активной позицией. Родители и учителя с пассивной. Многие из них приходят к психологу «в ожидании чуда». Они хотят избавиться от ответственности и переложить ее на плечи психолога.
-
Обращаются ли родители? По рекомендации учителей или самостоятельно?
Да.
В начальной школе чаще по рекомендации учителя. Родители детей основной и старшей школы уже чаще обращаются по своей инициативе.
Многие родители не видят ресурс в психологе (по причинам плохого представления работы психолога, недоверия и пр).
-
С чем чаще всего обращаются учителя? Или администрация школы?
Учителя начальных классов часто обращаются по проблемам обучения и воспитания. Часто жалуются на неконтролируемое, агрессивное поведение учащихся.
Учителя основной школы обращаются реже. Обычно уже в ситуации, достигшей точки кипения, с которой они уже не в силах справиться. Обращаясь к психологу в этом случае, они хотят избавиться от ответственности («Сделайте ВЫ что-нибудь»).
10. Сколько встреч обычно происходит при работе с конкретным случаем?
Обычно все ограничивается одной встречей. Повторные консультации крайне редки.
Спасибо за помощь и время, которое Вы нам уделили!
РЕЕСТР ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОО
Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается преимущественно то, что имеет отношение к решению главной задачи профессиональной деятельности психолога – максимально содействовать психическому и психологическому здоровью каждого школьника.
-
Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам; -
Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психопрофилактике; -
Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для родителей и педагогов; -
Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье; -
Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями и педагогами; -
Консультирует администрацию школы, учителей, воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей; -
Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания; -
Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах и методобъединениях, родительских собраниях; -
По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния учащихся, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы ребенка. -
Консультация, связанная с профессиональной диагностикой и профессиональным информированием, направленная на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии; -
Консультирование по поводу коррекции отклоняющегося поведения, преодоления вредных привычек и зависимостей.
Перечень возможных запросов на психологическое консультирование от разных субъектов ОО
Субъект | Запрос |
Родители | Из интервью: Из литературных источников:
|
Учителя | Из интервью: Из литературных источников:
|
Администрация школы | Из интервью: |
Подростки | Из интервью: -проблемы взаимоотношений со сверстниками; -проблемы взаимоотношений с учителями; -проблемы взаимоотношений с родителями; -проблемы и переживания, связанные с построением отношений с противоположным полом. Из литературы:
|