Файл: волгоградский государственный социальнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психолого-педагогического и социального образования

Кафедра психологии образования и развития


ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (РАСПРЕДЕЛЕННОЙ)

(по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»)


М
Водолазов Дмитрий Анатольевич
агистрант





Направление 44.04.02«Психолого-педагогическое образование»

Наименование магистерской программы «Педагог-психолог»

Модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»

Образовательная организация (база практики) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»

Сроки проведения 26.04.2023; 10.05.2023 (семестр: 09.02.2023-28.06.2023 г.г.)

Руководитель практики от вуза Петрова Людмила Модестовна

Руководители практики от ОО Ф.И.О. педагога-психолога ОО

Ф.И.О. директора (по приказу)



Оценка _______________________

_______________________
Дата___________________
_______________________

(подпись)

Волгоград, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ

2. ЭТАП АПРОБАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач

2.2 Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности

2.3 Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения


3. ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

4. РЕФЛЕКСИВНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика (распределенная) по модулю «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»

Программа составлена в соответствии с учебным планом с учетом требований, предъявляемым к студентам очной формы обучения, обучающимся на факультете психолого-педагогического и социального образования по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Педагог-психолог»

Курс – 1 (группа ПС-ППМ-11)

Факультет – Психолого-педагогического и социального образования

Направление – 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа – «Педагог-психолог»

Сроки практики: 26.04.2023, 10.05.2023

Место прохождения практики: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»

Цель практики – освоение профессиональных умений и получение опыта профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Образовательные результаты – компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Универсальные компетенции (УК):

  • способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).

Профессиональные компетенции (ПКР)

  • способен к проведению психологического консультирования субъектов образовательного процесса (ПКР-1).

Календарный план учебной практики (распределенной)



п/п

Дата

Содержание практики

(в том числе индивидуальные задания на практику)

Планируемый результат

1.

26.04.2023

Установочная конференция.

Знакомство с образовательным учреждением,

с психологической службой школы.

Проектирование этапов психологического консультативного содействия обучающимся и педагогическим работникам в оптимизации образовательной деятельности (разработка индивидуального плана работы магистранта в ОО).

Проведение интервью со специалистом-психологом: выявление наиболее актуальных проблем и практических задач в области психологического консультирования обучающихся и других субъектов образовательного процесса.
Знакомство с содержанием документации консультативного процесса у педагога-психолога ОО.

Составление перечня возможных запросов на психологическое консультативное содействие оптимизации образовательной деятельности

(возраст обучающихся – с 14 лет).

Разработанный план практики

Реестр практических задач в области психологического консультирования субъектов ОО
Анализ документации психолога по ведению психологического консультирования в ОО.

Перечень возможных запросов на психологическое консультирование от разных субъектов ОО.

2.

10.05.2023

Включение магистрантов в работу психолога ОО, направленную на определение актуальных запросов обучающихся.

Проведение подготовительных мероприятий (организация пространства, предварительное согласование встреч, подготовка протоколов и др.).

Составление графика проведения консультативных встреч с обучающимися и педагогом.
Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного и профессионального самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач (возможен групповой формат работы).

Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности (возможен групповой формат работы).
Получение в ходе супервизии обратной связи о проведении консультативной работы (от руководителя практики, от других магистрантов).

Утвержденный психологом ОО план-график консультативных встреч с обучающимися и педагогом.

Рабочие протоколы проведения консультативной работы.
Рекомендации участникам образовательного процесса (учителям, обучающимся).

Рабочий протокол супервизии.

3.

26.04.2023-10.05.2023

Выполнение мини-исследования условий эффективности и проблем выполнения различных профессиональных действий в области консультирования

Выбор одной проблемы, анализ которой представляется магистранту наиболее важной с его точки зрения для формирования того или иного профессионального действия.

Отчет по НИРС, включающий описание методологического, теоретического, эмпирического и практического этапов исследования.

4.

26.04.2023-10.05.2023

Участие магистрантов в групповой и индивидуальной рефлексии опыта практики, направленной на обсуждение и анализ оснований собственных действий в ситуации решения различных консультативных задач. Рефлексивный анализ новых профессиональных возможностей, ограничений, планирование развития и реализации в области осуществления психологического консультирования в системе образования

Заключительная конференция

Индивидуальная рефлексия профессиональных возможностей (в форме эссе как часть отчета по практике)
Отчет о практике



1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ

Сведения об образовательной организации - базе практики.

Тип учреждения:

Общеобразовательное

Название:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда»

Адрес:

400125, Волгоград, улица им. Грамши, д. 31

Телефоны:

(8442) 70-12-06 — приемная

(8442) 70-14-10 — кафедра ИТ

E-mail:

gymnasium16@volgadmin.ru

Сайт:

МОУ Гимназия № 16 | Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда" (volgedu.ru)

Режим

пн-суб, 08.00-20.00

Дата создания:

28.06.1977 года


Краткая характеристика психологической службы школы:

В школе работают два психолога. Первый психолог специализируется на работе с младшими школьниками, второй – на работе со старшеклассниками. Психологическая служба на первый взгляд развита хорошо. Дети часто посещают кабинет психолога. Также психологи активно участвуют в жизни школы: участвуют в конкурсах с детьми, создают с ними различные проекты психологической направленности.

Интервью со специалистом-психологом: выявление наиболее актуальных проблем и практических задач в области психологического консультирования обучающихся и других субъектов образовательного процесса

  1. Кто наиболее часто обращается к Вам с запросом: родители, учителя, учащиеся, внешние субъекты (КДН, органы опеки)?

Зависит от года. В прошлом году, например, было много родительских консультаций. В этом году часто поступают запросы от учителей начальных классов.
Что касается детей, то они сами посещают психолога начиная с пятого класса.

В средней школе в основном обращаются учащиеся, а не учителя. Родители и учителя редко самостоятельно делают запрос.

  1. Проводится ли консультирование как самостоятельный вид работы?

Да.

  1. Как Вы оповещаете о том, когда и в какие часы проводится консультирование?

Родителей информируют на собраниях. Также они могут записаться на прием через классного руководителя, сетевой город (сферум). Телефоны для связи психологи не дают.

Дети и учителя могут прийти лично в кабинет психолога без предварительной записи.

  1. Насколько систематично ведутся консультации?

К концу учебного года и четверти количество посещений учащихся повышается.

Обычно хватает одного посещения.

  1. Обращаются ли самостоятельно обучающиеся? (подростки старше 14 лет)?

Да.

  1. Если да, то с какой тематикой?

В основном проблемы касаются личной жизни (отношений с родителями, возлюбленными) и взаимоотношений с учителями.

  1. С какой позицией и степенью активности обращаются к Вам чаще? Клиенты, пользователи или заказчики?

С позицией клиента.

Учащиеся обращаются к психологу с более активной позицией. Родители и учителя с пассивной. Многие из них приходят к психологу «в ожидании чуда». Они хотят избавиться от ответственности и переложить ее на плечи психолога.

  1. Обращаются ли родители? По рекомендации учителей или самостоятельно?

Да.
В начальной школе чаще по рекомендации учителя. Родители детей основной и старшей школы уже чаще обращаются по своей инициативе.
Многие родители не видят ресурс в психологе (по причинам плохого представления работы психолога, недоверия и пр).

  1. С чем чаще всего обращаются учителя? Или администрация школы?

Учителя начальных классов часто обращаются по проблемам обучения и воспитания. Часто жалуются на неконтролируемое, агрессивное поведение учащихся.

Учителя основной школы обращаются реже. Обычно уже в ситуации, достигшей точки кипения, с которой они уже не в силах справиться. Обращаясь к психологу в этом случае, они хотят избавиться от ответственности («Сделайте ВЫ что-нибудь»).

10. Сколько встреч обычно происходит при работе с конкретным случаем?

Обычно все ограничивается одной встречей. Повторные консультации крайне редки.

Спасибо за помощь и время, которое Вы нам уделили!

РЕЕСТР ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОО

Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается преимущественно то, что имеет отношение к решению главной задачи профессиональной деятельности психолога – максимально содействовать психическому и психологическому здоровью каждого школьника.


  1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;

  2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психопрофилактике;

  3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для родителей и педагогов;

  4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;

  5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями и педагогами;

  6. Консультирует администрацию школы, учителей, воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;

  7. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания;

  8. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах и методобъединениях, родительских собраниях;

  9. По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния учащихся, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы ребенка.

  10. Консультация, связанная с профессиональной диагностикой и профессиональным информированием, направленная на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии;

  11. Консультирование по поводу коррекции отклоняющегося поведения, преодоления вредных привычек и зависимостей.

Перечень возможных запросов на психологическое консультирование от разных субъектов ОО

Субъект

Запрос

Родители

Из интервью:

Из литературных источников:

  • Консультирование по вопросам организационной, методической и психологической помощи ребенку в овладении учебным предметом;

  • Экстернализованные и интернализованные проблемы ребенка и проблемы в учебной деятельности;

  • Консультирование по мотивированию ребенка к учебе, работе со смыслами, проблемам жизненного самоопределения;

  • Консультирование по восстановлению доверительных отношений в подростковом возрасте;

  • Выбор адекватного способа взаимодействия с ребенком, переживающим кризисную ситуацию;

  • Поиск приемлемого выхода из кризисной ситуации;

  • Разобраться в сути конфликтных отношений;

  • Найти эффективный путь разрешения конфликта.

  • Поддержка родителей в самоопределении старшеклассников;

  • Консультирование по проблемам соотношения контроля и самоконтроля, самостоятельности ребенка, гиперопеки;

Учителя

Из интервью:

Из литературных источников:

  • После мониторинга образовательных результатов во всех классах есть неудовлетворительные результаты;

  • Невосприимчивость ребенка к педагогическому воздействию, что может проявляться в нарушении темпа и качества усвоения навыков и знаний, норм поведения, коммуникативных умений;

  • Неудовлетворенность личностными качествами ребенка, его индивидуально-типологическими характеристиками;

  • Помощь в построении индивидуальной модели обучения для ребенка с особенностями;

  • Как мотивировать старшеклассника к изучению непрофильного предмета;

  • Управление конфликтным поведением подростков.

  • Трудностями во взаимоотношениях между школьниками;

  • Отношения между учителями и учащимися;

  • Выбор адекватного способа взаимодействия с ребенком, переживающим кризисную ситуацию;

Администрация школы

Из интервью:


Подростки

Из интервью:

-проблемы взаимоотношений со сверстниками;

-проблемы взаимоотношений с учителями;

-проблемы взаимоотношений с родителями;

-проблемы и переживания, связанные с построением отношений с противоположным полом.
Из литературы:

  • школьные трудности;

  • трудности в общении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

  • проблемы самовоспитания;

  • неумение приспособиться к темпу школьной жизни;

  • выбор дальнейшего пути образования и профессии;

  • субъективные переживания, создающие внутренний дискомфорт и напряжение во взаимодействии с миром и людьми;

  • трудности в выборе профиля обучения;

  • трудности в соотношении профессии и профиля;

  • неблагополучие в сфере психосексуального развития и сексуальных отношений;

  • трудности самовоспитания;

  • трудности в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути и профессии;