Файл: Задания для практических занятий задание попытайтесь сравнить национальногосударственную идентификацию российской молодежи и старшего поколения. Какие общие моменты можно выделить В чем состоят различия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ряду других фальсификаций «Велесова книга» выделяется масштабом как самой фальсификации, так и попыток доказать её подлинность.
Единственная сохранившаяся рукопись «Слова» была обнаружена в конце XVIII века А. И. Мусиным-Пушкиным — одним из самых известных и удачливых собирателей русских древностей. Сам коллекционер утверждал, что в конце 1780-х годов купил у бывшего настоятеля упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля (Быковского) сборник, включавший, помимо «Слова», Хронограф распространённой редакции, Новгородскую первую летопись младшего извода, «Сказание об Индийском царстве», «Повесть об Акире Премудром» и «Девгениево деяние». Быковский же изъял сборник из монастырской библиотеки и сделал в описи пометку о его уничтожении «за ветхостью и согнитием». Эта версия долго считалась общепринятой, однако в 1992 году тот самый сборник был найден в Ярославском музее, и «Слова» в нём не оказалось. Появилась другая гипотеза, согласно которой Мусин-Пушкин, будучи обер-прокурором Синода, получил рукопись, содержавшую «Слово», из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791—1792 годов и присвоил её.
В 1797 году в печати (в гамбургском франкоязычном журнале Spectateur du Nord) появилось первое сообщение об открытии «отрывка поэмы под названием: „Песнь Игоревых воинов“» и его предстоящем издании (написал его Н. М. Карамзин, подписавшийся NN[11]). «Отрывок» был опубликован отдельной книгой в Москве во второй половине 1800 года под названием «Ироическая пѣснь о походѣ на половцовъ удѣльнаго князя Новагорода-Сѣверскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ русскимъ языкомъ въ исходѣ XII столѣтія съ переложеніемъ на употребляемое нынѣ нарѣчіе». Книгу напечатали в сенатской типографии тиражом 1200 экземпляров. Это была билингва — текст подлинника (в нём появились знаки пунктуации и разбивка на слова) с параллельным переводом на современный русский язык. «Слово» сопровождалось подстрочными примечаниями, вступительной заметкой «Историческое содержание песни» и «Поколенной росписью» русских князей. Издание готовилось под руководством Мусина-Пушкина как владельца рукописи. А. Ф. Малиновский перевёл «Песнь» и написал примечания, а Н. Н. Бантыш-Каменский, по-видимому, подготовил к печати древнерусский текст. Учёные полагают, что издатели старались воспроизвести подлинник с максимально возможной точностью, но при этом хотели выдержать орфографическое единообразие, которого не могло быть в подлиннике; к тому же им приходилось учитывать правила современной орфографии. Из текста исчезли йотированные гласные, юс малый и некоторые другие буквы, не использовавшиеся в русском алфавите к концу XVIII века.
Рукопись «Слова» хранилась во дворце Мусина-Пушкина на Разгуляе и погибла в огне московского пожара 1812 года. В 1864 году в Государственном архиве была найдена копия древнерусского текста «Слова» с переводом и примечаниями, изготовленная Мусиным-Пушкиным для Екатерины II и содержащая множество расхождений с первым изданием (так называемая «Екатерининская копия»). Она была издана П. П. Пекарским в том же году. Многие исследователи уверены, что всё общее в двух вариантах текста восходит к погибшему мусин-пушкинскому сборнику, но есть и возражения (в числе несогласных, например, Д. С. Лихачёв).
Сохранились ещё и выписки из погибшей рукописи, сделанные Малиновским, с замечаниями о ряде альтернативных прочтений оригинала (так называемые «бумаги Малиновского»), которые учитываются исследователями при подготовке изданий «Слова». Карамзин включил в свою «Историю государства Российского» 17 выписок из «Слова», которые в ряде случаев отличаются от первого издания. Возможно, этот историк напрямую копировал текст мусин-пушкинского сборника, но полной уверенности в этом у современных учёных нет. Тем не менее карамзинский текст приводится в комментариях ко всем научным изданиям «Слова».
Известный фальсификатор А. И. Бардин изготовил к 1815 году поддельный список «Слова» и даже смог продать его Малиновскому. Последний хотел на основании купленной рукописи подготовить новое издание, но палеограф А. И. Ермолаев доказал, что бардинский список — фальшивка. В печати появлялись сообщения ещё о нескольких списках «Слова», увиденных в Олонце, в Астрахани, в Костромской области.
В науке распространена уверенность в том, что текст «Слова» сохранился не в изначальном виде: он мог измениться из-за ошибок переписчиков и целенаправленных вставок или сокращений. Мнения учёных о масштабах и характере этих изменений существенно расходятся. Один из ранних исследователей вопроса, П. Н. Полевой, полагал, что «Слово» «могло пострадать… от занесения на бумагу, сделанного очень неловко, хотя и достаточно рано». А. А. Потебня считал, что сохранившаяся рукопись «Слова» «ведёт своё начало от черновой рукописи, написанной самим автором или с его слов, снабжённой приписками на полях, заметками для памяти, поправками, вводившими переписчика (быть может, конца XIII или самого начала XIV века) в недоумение относительно того, куда их поместить». Ряд небольших фрагментов этот учёный считал такими «приписками» и «заметками», которые безосновательно были включены в текст произведения.
Некоторые исследователи, согласные с идеей о существенном искажении изначального текста, считали возможным этот текст восстановить; наиболее значительные сторонники такого мнения — Б. А. Рыбаков и Л. А. Творогов, полагавшие, что в какой-то момент в рукописи нарушился порядок страниц. По версии Рыбакова, в тексте сначала были исторические экскурсы, а потом — рассказ о походе. Ещё раньше Д. И. Прозоровский, пытаясь восстановить «Слово» в его изначальном виде, расположил отдельные фрагменты произведения в хронологическом порядке. Каждая гипотеза такого рода подвергается критике; большинство учёных согласно только с двумя малозначительными перестановками частей текста.
Существуют гипотезы о конкретных вставках и сокращениях. Так, С. М. Соловьёв, исходя из обещания автора начать повествование «отъ стараго Владимера» (учёный видит здесь Владимира Мономаха), полагал, что из текста исчезло описание походов против половцев, происходивших в 1100-х — 1110-х годах. Многие учёные находят в «Слове» фрагменты произведений Бояна (в частности, в зачине, в описании сна Святослава).
Согласно более радикальной гипотезе, «Слово» появилось только при первой записи текста как результат механического соединения чуждых друг другу произведений. Например, М. С. Грушевский видел в нём тексты ряда народных песен, соединённые литературными вставками; по мнению Ивана Франко, это соединение фрагментов трёх сказаний — о князьях Игоре, Всеславе Полоцком и Изяславе Васильковиче. М. А. Богданович писал, что «Слово» «небрежно слеплено из разнообразных, независимых один от другого отрывков, создававшихся в разное время и в разных местах», А. Л. Никитин выдвинул гипотезу о соединении прозаической повести и поэмы. Впрочем, в науке господствует мнение о существовании единого замысла и о тесной сюжетной и стилистической взаимосвязи между отдельными частями произведения.
ЗАДАНИЕ 10
10.1.Сопоставьте перечень основных государственных праздников в СССР и современной России.Сделайте выводы:
а) как произошедшие изменения отражают изменение содержания исторической политики (политики памяти) в конце 1980-х- 90-х гг.;
Период с 1985 по 1991 гг. занимает важное место в советской истории, так как именно в это время были проведены реформы и преобразования, призванные обновить существовавшую социалистическую систему. Они стали частью политики «перестройки», под девизом которой и осуществлялись изменения. Под влиянием «перестройки» в стране произошли значимые идеологические, политические, экономические, социальные и культурные перемены, которые не только коренным образом изменили существовавшую социалистическую систему, но« в конечном счете привели к ее разрушени.: Этот процесс нашел отражение в проводимых праздничных мероприятиях, которые под воздействием демократизации и политизации общественной жизни стали использоваться общественно-политическими организациями и движениями в качестве средства демонстрации своего отношения к происходившим в стране событиям. Изучение материалов свидетельствует, что до 1989 г. они проводились в рамках модели, сформировавшейся еще в послевоенный период: торжественные заседания партийных, советских и общественных организаций, военные парады, демонстрации трудящихся, праздничные концерты- и массовые народные гуляния: При этом значение этих элементов постоянно подчеркивалась и тиражировалась средствами массовой информации.
Однако к 1989 г. значение для населения государственных праздников снизилось. К такой мысли приводят результаты, полученные в исследовании ВЦИОМ в ноябре 1989 г. в рамках фундаментального проекта «Советский человек». Всего было опрошено 2700 человек из нескольких республик СССР. По результатам исследования, 1 Мая и 7 Ноября (т.е. главные государственные праздники) по-настоящему, праздничными для себя назвали лишь 18 % от общего числа опрошенных. При этом собственный день рождения указали 46 %!. Поскольку день рождения является личным праздником и традиционно отмечается: прежде всего -. в семье и в. дружеской кампании, то можно предположить,. что такая форма стала более предпочтительной1 для населения нежели общественная. К этому времени в стране произошли важные изменения в экономической и общественно-политической сфере. Уже летом 1987 г. на Кубани, как и в целом по стране, появляются первые признаки кризиса: выстраиваются длинные очереди за сахаром. Немного позже — за- мылом и другими товарами:, Вводятся талоны, купоны, карточки покупателей: В 1989-1990 гг. произошло; резкое сокращение темпа роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры? дефицита госбюджета росла безработица. В начале 1990т. численность,безработных в стране составила (по официальным данным) 6 млн. человек . С началом проведения политики гласности, была снята цензура и; разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения: Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительственного курса,проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулись дискуссии о выборе пути общественного развития и совершенствования социалистической системы . Так,Гриненко, член КПСС в статье «Поменьше заседаний» отмечал: «Ежемесячные
собрания и заседания, проводятся не для дела, а для- формы, для протоколов — пустая трата времени, наглядный пример живучести формализма, бюрократии. Необходимо не бояться смотреть правде в глаза, называть вещи своими именами».
Особое значение для активизации общественности и различных политических организаций и партий имело то обстоятельство, что в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР «О руководящей роли КПСС в обществе» . Она стимулировала возникновение новых партий и движений. Усилила процессы демократизации, которые охватили все без исключения республики, способствовала политизации общественной и частной жизни, вызванной гласностью, ослаблением идеологического контроля, свободной критикой существовавших реалий, всевозможных ошибок, слабостей и прорех. Например, П. Назаренко, ветеран труда в статье «Гласность на деле» акцентировал внимание на том, что необходимо очистить партийные ряды: «Утерявший доверие человек не имеет морального права оставаться на руководящей работе. К сожалению, на практике бывает по-другому. Гласность и демократия в ЦК КПСС пока еще не на должном уровне. Человек провалил работу, а его «на пенсию по состоянию здоровья»3. Более категорически высказывались региональные партийные организации.
б) каким образом эти изменения могли сказаться на самоидентификации различных групп населения и всего постсоветского общества в целом.
В этой связи в праздничной культуре начались трансформации, завершившиеся уже в постсоветский период. Это, прежде всего:
1) изменение отношения населения; партийных и правительственных организаций к советским- государственным праздникам;
2) повышение значимости религиозных праздников, и включение их в календарь;
3) появление новых государственных и региональных праздников.
10.2.Ознакомьтесь с календарем знаменательных и памятных дат Украины на 2022 год и комментарием к этому событию:
(URL: https://vedmochka.net/календари-на-2022-год/календарь-знаменательных-и-памятных-дат-на-2022-год-для-украины.html )
(URL: https://odnarodyna.org/article/ukraina-utverdila-chestvovanie-nacistskikh-prisluzhnikov-v-2022-2023-godakh )