Файл: Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по истории на тему:

«Реформаторская деятельность С.Ю.Витте»

Выполнил:

Студент 4 группы 1 курс

Атаманченко Ю.С

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Биография С.Ю. Витте……………………………………………...3

  2. Политические взгляды……………………………………………...5

  3. Реформы С.Ю.Витте………………………………………………..7

    1. Введение винной монополии…………………………………..7

    2. Железнодорожная реформа…………………………………….9

    3. Денежная реформа…………………………………………….10

  4. Заключение……………………………………………………………12

  5. Список литературы……………………………………………………13


Введение

Одним из выдающихся деятелей российской политики и экономики был граф Сергей Юльевич Витте. Он был видным деятелем своей эпохи, не только решая сложнейшие экономические проблемы, как внешние, так и внутренние, но и обладал дипломатическими способностями. Работа Витте пришлась на непростое время: общество нуждалось в переменах на всех уровнях. Будучи воспитанным в духе славянофила, Витте понимает, что Европа - тот образец, к которому должна стремиться Российская империя, чтобы стать в новом, промышленном обществе, наравне с самыми развитыми странами Европы. За свою продолжительную карьеру он успел ввести новшества в экономику страны, без которых Россия, наверное, никогда бы не смогла достичь того, которым она в действительности обладала. Что же касается деятельности самого Витте, то тут внимание приковано прежде всего к ряду реформ, которые он провел на посту министра финансов и которые дали заметный импульс к становлению нашей державы на международной арене.

Биография С.Ю.Витте

Сергей Юльевич Витте родился в 17(29) июня 1849 года в городе Тифлис. Детство и юность свою он провел в Тифлисе, где учился в городской гимназии, а впоследствии перебрался в Кишинёв, обучаясь там в первой Кишиневской гимназии, аттестат которой он получил в итоге. В 1870 году он оканчивает Новороссийский университет и получает степень кандидата физико-математических наук. Отказавшись от дальнейшего продолжения научного пути Витте идет на службу в Одесское управление Юго-Западных железных дорог. Во второй половине 1870-х он возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Вскоре после этого назначения он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Стоит отметить, что карьера его могла прерваться в 1875 году из-за «Тилигульской катастрофы», но так как Витте положительно зарекомендовал себя во время русско-турецкой войны, то
тюремный срок был заменен для него, по приказу великого князя Николая Николаевича, всего лишь двухнедельной гауп-вахтой. В 1879 году Витте назначается начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог; в 1886 году занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. В рамках своей деятельности он добился роста эффективности и прибыльности, а так же именно при Витте впервые была применена на практике мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы.

10 марта 1889 года назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. При переходе на государственную службу он потерял в жаловании: с 40 тыс. до 8 тыс. руб./год. Но так как Александр Третий самолично настаивал на назначении Витте на данную должность, то приказал выплачивать ему из личных средств еще по 8тыс. руб./год в качестве компенсации.

В 1889 году Витте публикует работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой говорит о необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

С февраля по август 1892 года С.Ю.Витте занимает пост министра путей сообщения. За это время он провел реформу железнодорожных тарифов и избавился от, ставшей в то время обыденной, проблемой скопления не перевезённых грузов.

В конце 1892 года Витте получает пост министра финансов, на котором пробудет в течение 11 лет.

Если говорить про личную жизнь, то стоит отметить, что от первой своей жены Надежды Спиридоновой он детей не имел, после ее смерти ,в 1890 году, Витте начал строить отношения с Матильдой Ивановной Лисаневич. Ситуация усугублялась тем, что Лисаневич была замужем, когда Витте начинал с ней встречаться, он даже вступил в конфликт с ее мужем. В 1892 году он официально женился на ней, удочерив также ее ребенка.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года. Витте до последнего пытался вновь вернуться к власти, но попытки эти были безрезультатными. Умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде от менингита. Вот что сказал император Николай Второй о смерти С.Ю.Витте: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий»1.

Политические взгляды


Следует отметить, что Витте еще с детских лет прививались воззрения строгого монархизма, в духе которых он был воспитан. Монархизм, хоть и в несколько видоизмененной форме в силу обстоятельств и времени, оставался главным течением в общественно-политических взглядах С.Ю. Витте. Так , например, важнейшим фактором воздействия на политику и экономику, а так же реализацию политических идей, он считал государственное вмешательство, которое представляло собой полный комплекс мер по внедрению и развитию необходимой политики.

Витте поддерживал самодержавие, потому что вдел в нем жесткий централизованный аппарат управления государством. «Только путем контроля можно будет побороть экономическую отсталость в стране и модернизировать ее на европейский уровень»- так говорил Витте.

В феодализме и дворянстве он видел лишь переходный этап развития общества, который, как и в Европе, неизбежно уступит дорогу капитализму. Витте говорил, что, если дворянство в будущем не сможет перестроиться на новый лад, то оскудеет и впоследствии совсем перестанет существовать как класс. Как вариант спасения он предлагал дворянам переориентироваться на промышленность и финансы, грубо говоря «обуржуазиться». Традиционный аграрный строй должен был смениться индустриальным. Однако и буржуазный строй он не видел в качестве основного в обществе, а только отождествлял его с переходной стадией к чему-то более совершенному на его взгляд - монархическому или социальному.

Хоть С.Ю. Витте всю свою жизнь и оставался приверженцем консервативной, или можно даже сказать реакционно - общественной политики, он отнюдь не придерживался классической политической экономии. Этой идеи она противопоставлял идею национальной системы политической экономии, заимствованную у Ф. Листа.

Основным трудом, в котором изложены взгляды С. Ю. Витте, является подготовленная по его заказу в «подначальной канцелярии» записка «Самодержавие и земство». В ней, основываясь на факты из истории России, а также политические реалии, Витте делает следующие выводы:

  1. - в земских учреждениях России стремится найти свое воплощение политическая идея местного самоуправления;

  2. - в истории России, в отличие от истории западноевропейских стран, самоуправление никогда не было доминирующей социальной практикой, как в устройстве местных, так и центральных учреждений;

  3. - политическая идея самоуправления находится в антагонистическом противоречии с идеей централизованного самодержавного государства; это порождает конфликты и коллизии в реальной практике земских учреждений России;

  4. - противоречивый характер устройства систем местного и центрального управления приводит к нестабильности общества и социальным революциям (в качестве примера С. Ю. Витте упоминает Францию, в которой также существовало противоречие, хотя и обратное тому, что имелось в конце XIX века в России: централизованные местные учреждения и парламентская (представительная) форма верховного правления);

  5. - снятие отмеченного противоречия возможно лишь при целостной административной реформе, предполагающей общие, единые начала в устройстве как центрального, так и местного управления.


Реформы С.Ю.Витте

Получив пост министра финансов в 1892 году, Витте показал себя «во всей красе», политиком, способным вывести державу на новый уровень. Он собирался превратить Россию в промышленную державу, которая переступит через порог аграрного общества к капитализму. С помощью привлечения иностранных капиталов в экономику, Витте планировал в течение десятилетия догнать в промышленном развитии ведущие страны Западной Европы и составить им конкуренцию на международном рынке. Одним из определяющих факторов в развитии экономики он видел модернизацию путей сообщения и транспорта. Во всех своих реформах Витте преследовал лишь одну цель - привести державу на новый уровень, которому характерен прогресс во всех отраслях хозяйства страны.

Винная монополия

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Винная монополия — это исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков. Допускается частное производство при условии, что вся готовая продукция обязательно продается государству. Государству принадлежит и право ввоза спиртных напитков.

Цели винной монополии:

• Увеличить доходы казны путем добавления к налоговым поступлениям торговой прибыли.

• Поднять качество водки.

• Уменьшить пьянство, прививая населению культуру потребления крепких напитков.

• Создать благоприятные условия для развития сельскохозяйственного винокурения, сбыт продукции которого в казну по твердым ценам был бы обеспечен.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

В окончательном варианте план Министерства финансов, утвержденный 6 июня 1894 г., состоял в следующем:

• Винокурение производится на частных заводах.

• Казенные службы закупают у них продукцию по ценам, установленным Минфином для каждой местности.

• Продажа спирта, вина и водочных изделий составляет исключительное право казны (как из казенных, так и частных заводов).


• Спирт и вино поступают в продажу только в очищенном виде.

• Очистка спирта перегонкой и производство водочных изделий производятся и на казенных, и на частных заводах.

• Продажа спиртных напитков разрешается и в заведениях частных лиц в запечатанной посуде и по установленным ценам.

Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Железнодорожная реформа

Особое значение для модернизации народного хозяйства России имели огромные масштабы железнодорожного строительства, главным созидателем и финансистом которого выступил С.Ю. Витте. Это была настоящая технологическая и экономическая революция в сфере транспорта.

Еще в 1889 году на железных дорогах были введены «хлебные тарифы», над введением которых хлопотал именно Витте. Тарификация железных дорог стала происходить под контролем государства.

Продолжая свою деятельность на посту министра финансов, Витте проводил политику сосредоточения железных дорог в руках государства — путём выкупа частных дорог и строительства новых за счёт казны. В итоге выкупа государством главных частных линий с 1894 г. железные дороги начали приносить прибыль. Несомненна заслуга Витте в принятии решения о строительстве Транссиба. Впоследствии С.Ю.Витте писал: «Я не преувеличу, если скажу, что это великое предприятие было совершено благодаря моей энергии, конечно, поддержанной императором». Подчеркивая стратегическую значимость Транссиба, П.А.Столыпин в выступлении в Думе отмечал, что «никакие крепости не заменят путей сообщения».В годы русско-японской войны Транссиб стал магистралью, обеспечивавшей русские войска. По дороге было перевезено 2 млн. военнослужащих вместе с артиллерией, обозами и другими грузами.

К середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России. Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.