Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ 2023
-
Понятие коррупции.
Коррупция – это а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
-
Признаки коррупции.
ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИИ:
1) коррупция – деяние (акт поведения в форме действия или бездействия), которое противоречит законным интересам общества и государства и влечет гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
2) субъект коррупции – физическое лицо, которое использует свое служебное (должностное) положение или иной публичный статус вопреки законным интересам общества и государства, физическое лицо, которое предоставило имущественную выгоду такому лицу, а также юридическое лицо, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений;
3) коррупция предполагает особый способ совершения правонарушения, а именно – использование физическим лицом своего служебного (должностного) положения или иного публичного статуса;
4) коррупция предполагает цель – получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц.
КОРРУПЦИЯ – деяние, противоречащее законным интересам общества и государства, которое совершается физическим лицом с целью получение имущественной выгоды для себя или для третьих лиц путем использованием служебного (должностного) положения или иного публичного статуса либо физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими подкуп вышеуказанных специальных субъектов, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
-
Правовые основы противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом РФ. В ч. 2 ст. 4 говорится о том, что «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». В ч. 1 ст. 15 говорится о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» .
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована ФЗ от 25.07.2006 г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию) и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована ФЗ от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции") предусматривают систему деяний, признаваемых коррупционными, и меры по укреплению международного сотрудничества (взаимной помощи, выдачи и предоставления информации) в расследовании и наказании в связи с коррупционными преступлениями.
Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ содержат признаки коррупционных деяний и предусматривают наступление соответствующего вида ответственности за их совершение.
ФЗ "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В ФЗ «О противодействии коррупции» определены меры: 1) по профилактике коррупции; 2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Федеральный закон от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
-
Основные меры профилактики коррупции.
Важнейшей составляющей деятельности по противодействию коррупции в РФ является профилактика коррупции. Под профилактикой коррупции обычно понимают целенаправленную деятельность государственных органов власти и управления, муниципальных органов и общественных организаций по устранению (нейтрализации) причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих ее развитию.
В деятельности по противодействию коррупции необходим системный подход и наличие единого центра, уполномоченного консолидировать антикоррупционную деятельность. Данную роль призван сыграть Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, созданный Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». В Указе поставлена стратегическая цель: создание в России эффективной системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих.
-
Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции как единый центр, уполномоченный консолидировать антикоррупционную деятельность.
Важнейшей составляющей деятельности по противодействию коррупции в РФ является профилактика коррупции. Под профилактикой коррупции обычно понимают целенаправленную деятельность государственных органов власти и управления, муниципальных органов и общественных организаций по устранению (нейтрализации) причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих ее развитию.
В деятельности по противодействию коррупции необходим системный подход и наличие единого центра, уполномоченного консолидировать антикоррупционную деятельность. Данную роль призван сыграть Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, созданный Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». В Указе поставлена стратегическая цель: создание в России эффективной системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих.
Основными задачами Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции являются:
1) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
3) контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
21) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
-
Антикоррупционная экспертиза.
Важнейшим направлением противодействия коррупции в системе государственного управления является комплекс мероприятий по расчистке правового поля от норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность возникновения коррупционных связей. Такие нормы принято называть коррупциогенными. В целях выявления коррупциогенных факторов законодательства необходимо постоянное проведение его антикоррупционной экспертизы.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В соответствии с ч. 2 ст. 1 этого закона коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.