Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, другими органами Содружества, государственными органами государств – участников Соглашения, а при необходимости – с международными организациями и их структурами.
К основным задачам Совета относятся:
-
определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции; -
оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств – участников Соглашения; -
координация программ технического содействия в сфере противодействия коррупции между государствами – участниками Соглашения.
Основными направлениями деятельности Совета являются:
-
содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств – участников Соглашения; -
разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств – участников Соглашения в сфере противодействия коррупции; -
координация взаимодействия компетентных органов государств – участников Соглашения, а также заинтересованных органов Содружества Независимых Государств по вопросам противодействия коррупции; -
обеспечение реализации принятых в рамках Содружества Независимых Государств документов в сфере противодействия коррупции.
К основным функциям Совета относятся:
-
участие в разработке целевых программ и предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств – участников Соглашения в сфере противодействия коррупции; -
содействие обмену информацией по вопросам противодействия коррупции; -
рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров по антикоррупционным программам государств – участников Соглашения по подготовке и переподготовке кадров по указанным программам; -
рассмотрение вопросов проведения совместных научно-исследовательских работ по проблемам в сфере противодействия коррупции, представляющим взаимный интерес.
Согласно Положению о Совете МСПК имеет право:
-
принимать решения и рекомендации, направленные на развитие сотрудничества и взаимодействия компетентных органов государств – участников Соглашения по вопросам противодействия коррупции; -
вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ подготовленные Советом проекты документов, а также информацию о выполнении решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, касающихся деятельности Совета; -
координировать деятельность других органов отраслевого сотрудничества Содружества, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов противодействия коррупции; -
создавать при необходимости временные рабочие группы; -
привлекать для выполнения отдельных работ ученых и специалистов; -
направлять в заинтересованные органы СНГ информацию по вопросам противодействия коррупции, а также публиковать ее в печатных изданиях органов Содружества.
30. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.
Согласно статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает возможность увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности.
В ч. 1 ст. 13.1 Закона о коррупции определен исчерпывающий перечень случаев, в которых осуществляется такое увольнение, а также предусмотрено, что такое увольнение осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
В ч. 2 ст. 13.1 Закона о коррупции предусмотрен еще один случай увольнения лица, замещающего государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в связи с утратой доверия: лицо, замещающее соответствующую должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) также в случае непринятия лицом, замещающим соответствующую должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности. Следовательно, уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.
Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении государственного или муниципального служащего сам по себе не является основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
31. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.
Гражданско-правовая ответственность в общем понимании - это обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, направленное на восстановление нарушенных имущественных или неимущественных прав другого лица (лиц), общества или государства.
Суть коррупции с позиций гражданского права состоит в возникновении у лица гражданских прав из незаконных оснований: вследствие причинения вреда другому лицу (жертве коррупции), вследствие неосновательного обогащения (присвоения бюджетных средств, иных материальных и нематериальных благ) должностного лица (коррупционера).
И причинение вреда другому лицу, и неосновательное обогащение являются противоправными деяниями, ведущими к возникновению гражданско-правовой ответственности.
Проблема противодействия коррупции в РФ на современном этапе приобретает особую значимость. Участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной деятельности повышает ее эффективность
Гражданско-правовая ответственность является одним из видов ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, установленных ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Указанная статья распространяет ее действие на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения базируется на положении ГК РФ, согласно которому никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1).
ГК РФ трактует гражданско-правовую ответственность, в том числе за коррупционные правонарушения, как «Обязательства вследствие причинения вреда» (глава 59 ГК РФ) и «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» (глава 60 ГК РФ).
О.С. Смородина считает, что под гражданско-правовой ответственностью за совершение коррупционных правонарушений следует понимать правовую ответственность в качестве антикоррупционной меры, наступающей вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица, при наличии признаков коррупции
В отечественной литературе менее всего была изучена гражданско-правовая ответственность за коррупцию. На практике возмещение вреда вследствие совершения указанных правонарушений зачастую связывают с уголовно-правовым институтом конфискации имущества.
Общие основания ответственности за причинение вреда устанавливает ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вспомним отдельные конституционные положения. Так, ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 1069 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Данное положение распространяется также на ситуации, возникающие в результате издания государственным органом или органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.
Статья 1070 ГК РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями дознания, предварительного следствия и суда. Часть 1 ст. 1070 ГК РФ называет виды вреда, который может быть причинен гражданину незаконными действиями дознания, предварительного следствия и суда:
- незаконное привлечение к уголовной ответственности;
- незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
- незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного ареста.
Вред, причиненный юридическому лицу, может возникать в результате незаконного привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Во всех указанных случаях причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, -за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1081 ГК РФ закрепляет право регресса к лицу, причинившему вред. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
Право регресса Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяет на сотрудников органов внутренних дел. Согласно ч. 5 ст. 15 указанного закона вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, МВД России имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения. Для реализации этого права МВД России может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.