Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды коррупциогенных факторов

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:


а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Например, по протесту прокуратуры Республики Мордовия приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Саранск на возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров в дни проведения матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., организациям, осуществляющим перевозку внутригородских автомобильным и электрическим транспортом, который устанавливал обременительные требования к организациям в виде запрета получателям субсидии на приобретение средств иностранной валюты за счет выделенных бюджетных средств, а также предоставлял уполномоченным должностным лицам органа местного самоуправления необоснованно широкие пределы усмотрения при принятии решения о выделении субсидии либо об отказе в ее предоставлении, что свидетельствовало о наличии коррупциогенных факторов, заключающихся в широте дискреционных полномочий и наличии завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего ему права.

Субъектами антикоррупионной экспертизы в соответствии со ст. 3 указанного закона являются прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции и органы, организации, их должностные лица.


  1. Понятие и виды коррупциогенных факторов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».



Виды коррупциогенных факторов

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;


б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.


  1.   1   2   3   4   5   6


Общественный и парламентский контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Парламентский контроль следует считать самостоятельным институтом государственного контроля, не только призванным обеспечить соблюдение и исполнение принимаемых парламентом законов, в том числе связанных с целями противодействия коррупции, но и в определенной части направленным на осуществление контроля за деятельностью органов, осуществляющих противодействие коррупции.

Основы парламентского контроля в настоящее время получают законодательное развитие. В соответствии с нормами ч. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В этом контексте содержание парламентского контроля можно связывать с оценкой состояния дел в сфере противодействия коррупции, в том числе деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия установлены принятым 21.07.2014 г. Федеральным законом № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным контролем в нем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью вышеперечисленных органов, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Федеральным законом определены субъекты общественного контроля:

• Общественная палата РФ;

• общественные палаты субъектов Российской Федерации;

• общественные палаты (советы) муниципальных образований;

• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;

• общественные советы при законодательных (представительных)

и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.