Файл: Тема Позднеродовая община земледельцев, скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
совместные пиршества, общие культы, эндогамия – вступление в брак внутри определённой общности).
Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию связей на межобщинном уровне. Укрепление межобщинных отношений способствовало развитию таких по большей части зародившихся уже раньше институтов, как гостеприимство, побратимство, адопция
(усыновление, удочерение).
С усложнением родовой организации изменился и сам характер родства. Из горизонтального он окончательно превратился в вертикальное (предковое). Родство могло быть унилинейным (агнатное – по отцовской линии) или билинейным
(когнатное – как по отцовской, так и по материнской линии). Постепенно роды группировались во фратрии (объединение братских родов). Фратрии (а если их не было, то непосредственно роды) объединялись в племена. Племя было верховным собственником территории, носителем определенной культурно-бытовой общности, кругом эндогамных браков. Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя, а в особенности сегментарной организации, способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин. Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины
Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию связей на межобщинном уровне. Укрепление межобщинных отношений способствовало развитию таких по большей части зародившихся уже раньше институтов, как гостеприимство, побратимство, адопция
(усыновление, удочерение).
С усложнением родовой организации изменился и сам характер родства. Из горизонтального он окончательно превратился в вертикальное (предковое). Родство могло быть унилинейным (агнатное – по отцовской линии) или билинейным
(когнатное – как по отцовской, так и по материнской линии). Постепенно роды группировались во фратрии (объединение братских родов). Фратрии (а если их не было, то непосредственно роды) объединялись в племена. Племя было верховным собственником территории, носителем определенной культурно-бытовой общности, кругом эндогамных браков. Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя, а в особенности сегментарной организации, способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин. Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины
принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определенными родами.
Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов. На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, еще не наследовалось. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером — сыну, племяннику и т. п. При этих условиях у него было больше шансов в свою очередь стать лидером.
Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по- прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались. Как и раньше, в общинно-родовых нормах главенствовало групповое начало, однако в новых условиях его понимание зависело от степени консолидированности втянутых в конфликт групп. Экономические процессы на стадии позднепервобытной общины и возросшая консолидированность близкородственных групп по отношению к другим звеньям сегментарной организации повели к заметному переосмыслению прежних норм.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1. Искусство первобытного общества.
2. Духовная культура первобытного общества.
1. Первобытное искусство зародилось в нижнем палеолите. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства было огромным шагом вперёд в познавательной деятельности человека, что способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины.
Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Произведения изобразительного искусства широко
Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов. На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, еще не наследовалось. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером — сыну, племяннику и т. п. При этих условиях у него было больше шансов в свою очередь стать лидером.
Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по- прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались. Как и раньше, в общинно-родовых нормах главенствовало групповое начало, однако в новых условиях его понимание зависело от степени консолидированности втянутых в конфликт групп. Экономические процессы на стадии позднепервобытной общины и возросшая консолидированность близкородственных групп по отношению к другим звеньям сегментарной организации повели к заметному переосмыслению прежних норм.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1. Искусство первобытного общества.
2. Духовная культура первобытного общества.
1. Первобытное искусство зародилось в нижнем палеолите. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства было огромным шагом вперёд в познавательной деятельности человека, что способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины.
Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Произведения изобразительного искусства широко
распространились уже в ориньякское время (самом начале позднего палеолита).
Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения:
Альтамира в Испании: пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция
Сан-тандер, Испания), где исследовавший еѐ с 1875 испанский археолог
М.Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных
(зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией и свободой энергической лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамира послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись Альтамира относят к мадленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними – культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени.
На юге Франции близ Монтиньяка исследована пещера Ласко. Она открыта в 1940 г. и исследовалась французским учёным А. Брейлем. На стенах Ласко найдены нанесённые гравировкой, монохромной и полихромной росписью изображения диких лошадей, первобытных быков, оленей, горных козлов, бизонов и других животных, отличающиеся реализмом. Уникально изображение мужчины с птичьей головой, лежащего перед бизоном, возможно, убитого им. Датируются изображения радиоуглеродным методом около 15 000 лет до н. э. (среднемадленское время позднего палеолита).
На территории бывшего СССР (Южный Урал) была обнаружена Капова пещера. Она образовалась в известняках и доломитах девонского возраста. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина их свыше 2 км. В 1959 зоологом
А. Рюминым в Каповой пещере впервые были обнаружены рисунки эпохи палеолита. В
1960-1971 гг. изображения в пещере изучались О. Бадером. На втором этаже пещеры, на глубине 300 м от входа, имеются рисунки мамонтов, лошадей, носорогов. Длина фигур от 44 до 112 см. Изображения представляют собой сплошь закрашенные красной краской силуэты или грубые контуры. Наличие фигур мамонтов и носорогов позволяет датировать рисунки эпохой верхнего палеолита (вероятно, временем раннего мадлена). В задних залах первого этажа пещеры обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников,
Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения:
Альтамира в Испании: пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция
Сан-тандер, Испания), где исследовавший еѐ с 1875 испанский археолог
М.Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных
(зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией и свободой энергической лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамира послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись Альтамира относят к мадленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними – культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени.
На юге Франции близ Монтиньяка исследована пещера Ласко. Она открыта в 1940 г. и исследовалась французским учёным А. Брейлем. На стенах Ласко найдены нанесённые гравировкой, монохромной и полихромной росписью изображения диких лошадей, первобытных быков, оленей, горных козлов, бизонов и других животных, отличающиеся реализмом. Уникально изображение мужчины с птичьей головой, лежащего перед бизоном, возможно, убитого им. Датируются изображения радиоуглеродным методом около 15 000 лет до н. э. (среднемадленское время позднего палеолита).
На территории бывшего СССР (Южный Урал) была обнаружена Капова пещера. Она образовалась в известняках и доломитах девонского возраста. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина их свыше 2 км. В 1959 зоологом
А. Рюминым в Каповой пещере впервые были обнаружены рисунки эпохи палеолита. В
1960-1971 гг. изображения в пещере изучались О. Бадером. На втором этаже пещеры, на глубине 300 м от входа, имеются рисунки мамонтов, лошадей, носорогов. Длина фигур от 44 до 112 см. Изображения представляют собой сплошь закрашенные красной краской силуэты или грубые контуры. Наличие фигур мамонтов и носорогов позволяет датировать рисунки эпохой верхнего палеолита (вероятно, временем раннего мадлена). В задних залах первого этажа пещеры обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников,
косых линий и антропоморфных фигур. Они относятся, вероятно, также ко времени палеолита.
В пещерной живописи преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного.
В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Французские археологи подсчитали животных, которым поклонялись люди в палеолите. В 66 пещерах Франции и Испании оказались изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и т. д. В позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных (реже в одежде) женщин. Размеры статуэток невелики: всего 5-10 см и, как правило, не более 12-15 см в высоту. Вырезаны они из мягкого камня, известняка, мергеля или кости мамонта. Такие фигурки – их называют палеолитическими венерами – найдены во Франции, Бельгии, Италии,
Германии, Австрии, Чехословакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Принято считать, что фигурки обнаженных женщин изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Многочисленные статуэтки представляют зрелых, полногрудых женщин, с большим животом (вероятно, беременных). Среди женских статуэток есть и фигуры в одежде: обнажено только лицо, все остальное затянуто в своеобразный меховой «комбинезон». Сшитый шерстью наружу, он плотно облегает тело с головы до ног. Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
В пещерной живописи преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного.
В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Французские археологи подсчитали животных, которым поклонялись люди в палеолите. В 66 пещерах Франции и Испании оказались изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и т. д. В позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных (реже в одежде) женщин. Размеры статуэток невелики: всего 5-10 см и, как правило, не более 12-15 см в высоту. Вырезаны они из мягкого камня, известняка, мергеля или кости мамонта. Такие фигурки – их называют палеолитическими венерами – найдены во Франции, Бельгии, Италии,
Германии, Австрии, Чехословакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Принято считать, что фигурки обнаженных женщин изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Многочисленные статуэтки представляют зрелых, полногрудых женщин, с большим животом (вероятно, беременных). Среди женских статуэток есть и фигуры в одежде: обнажено только лицо, все остальное затянуто в своеобразный меховой «комбинезон». Сшитый шерстью наружу, он плотно облегает тело с головы до ног. Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм.
Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с магическим культом и охотничьими обрядами.
Переход к производящему хозяйству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно- орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае – сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране,
Индии, Месопотамии, Палестине и Египте – прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура.
В эпоху неолита появились также первые мегалиты:
Мегалиты – это сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века, за исключением Англии, где относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, мегалиты – общинные
сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Дольмен – древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Дольмен – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые сооружения использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что дольмены сооружались для погребения родовых старейшин.
Менгир – простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4-5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).
Иногда менгиры составляют длинные аллеи или расположены по кольцу. По- видимому, менгиры имели культовое значение.
Кромлех – один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6—7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.
Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции.
При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки.
Каменные ящики – это погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами.
Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над каменным ящиком возводились курганы.
2. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы жизненные и природные ритмы. Музыкально-песенное сопровождало человека в труде отдыхе в отправлении ритуальных культов. Первые религиозные зачатки человечества относятся к эпохе неандертальцев. Тотемизм – комплекс верований, мифов,
Дольмен – древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Дольмен – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые сооружения использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что дольмены сооружались для погребения родовых старейшин.
Менгир – простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4-5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).
Иногда менгиры составляют длинные аллеи или расположены по кольцу. По- видимому, менгиры имели культовое значение.
Кромлех – один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6—7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.
Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции.
При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки.
Каменные ящики – это погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами.
Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над каменным ящиком возводились курганы.
2. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы жизненные и природные ритмы. Музыкально-песенное сопровождало человека в труде отдыхе в отправлении ритуальных культов. Первые религиозные зачатки человечества относятся к эпохе неандертальцев. Тотемизм – комплекс верований, мифов,