ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компьютерные инструменты обучения.

К необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей.

Компьютерные инструменты обучения поддерживают развитие жизненной компетенции детей: дифференциацию и осмысление картины мира; развитие устной и письменной коммуникации; читательское развитие; развитие слухового восприятия окружающего мира; формирование элементарных математических представлений, необходимых в обиходе и др.

Для слабослышащих и позднооглохших детей дошкольного возраста могут быть использованы интерактивные наглядные; игровые познавательные; конструкторские; коррекционные; диагностические электронные образовательные ресурсы (ЭОР), компьютерные программы, направленные на работу по развитию речи, над ее произносительной стороной.

Электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети, предназначенная для использования в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности. Каждый ЭОР предполагает полноценную реализацию ребенком какого-либо вида деятельности, включающего совокупность действий, приводящих к результату по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Основным достоинством ЭОР являются их инновационные качества: высокая интерактивность, полномасштабная мультимедийность, широкое использование моделирования.

Использование ЭОР нового поколения создает условия для развития слабослышащих и позднооглохших воспитанников, их подготовке к обучению в системе начального общего образования, обеспечивает реализацию АООП.

Адаптированной программой предусмотрено использование образовательной организацией обновляемых образовательных ресурсов, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


 Планирование образовательной деятельности

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации.

Дошкольные образовательные организации должны реализовывать различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования.

Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. При их разработке используются методические материалы и рекомендации по организации образовательного процесса со слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками.

Для слабослышащих и позднооглохших детей обязательно должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков слуховых, речевых, физических и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.

Выделяются следующие формы работы с детьми с нарушениями слуха: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.

Режим дня и распорядок

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика дошкольного образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №2



  • по учебному курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»



Студент

Н. В. Башканова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-2001а













Преподаватель

А.А. Ошкина







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Тема 4. Воспитание, образование и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задание: разработать разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Y с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего образование в инклюзивном классе (ил дошкольной группе) совместно с нормированными детьми. Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:

1. Материально-техническое обеспечение получения образования

В ДОУ обеспечиваются следующие соблюдения:

 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с двигательной патологией (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

 возможности для беспрепятственного доступа дошкольника с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации;

 санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.).

 социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);

 пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с двигательной патологией, воспитывающихся в данной дошкольной организации.


Дошкольное образовательное учреждение оснащено специальным оборудованием:

– средства передвижения: кресло-каталка; каталка-кроватка, подъемники для пересаживания, микроавтобус и др.;

– средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

– ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

– специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие особенностям детей и санитарно-гигиеническим требованиям;

– тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

– оборудование светлой и темной сенсорной комнаты.

Для того, чтобы ребенок с двигательной патологией попал на территорию детского сада установлен пандус у входа в здание.

Вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы ребенок, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию.

Игровое место обеспечивает комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создает условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.

Информационно-образовательная среда детского сада включает в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей); наличие служб поддержки применения ИКТ.

2. Программно-методическое обеспечение

Дошкольное образовательное учреждение реализовывает различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования. При их разработке используются методические материалы и рекомендации Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, А.А. Гусейновой, И.А. Смирновой и др.

Для детей с НОДА предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов. Выделяются следующие формы работы с детьми с двигательной патологией: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.


В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится дифференцированно.

3. Формы и методы организации инклюзивного образования

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:

– игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.),

– коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

– познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),

– восприятии художественной литературы и фольклора,

– самообслуживании и элементарном бытовом труде,

– конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительной (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность),

– двигательной (овладение основными движениями).

Принципы и подходы:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

- позитивная социализация ребенка;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;

- развивающее вариативное образование;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Проводятся основные коррекционные работы в дошкольном возрасте:

 развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);

 развитие навыков самообслуживания и гигиены;

 развитие игровой деятельности;