Файл: Организация и эффективность системы товародвижения в торговой организации.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Дзержинский филиал РАНХиГС
Направление подготовки 38.03.06 «Торговое дело»
Профиль подготовки - «Логистика в торговой деятельности»
Выпускающая кафедра «Экономики»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
«Организация и эффективность системы товародвижения в торговой
организации»
Автор работы:
студент 4 курса, группы 14ТДЗУ/1-ЛТД заочной формы обучения
Демидова Мрфя Владимировна
Подпись СПЛ _ __________
Руководитель работы:
к.э.н., доцентХаф едры экономики
Парамонов Александр Васильевич
Подпись
I I
Заведующий выпускающей кафедрой:
к.э.н., доцент
Клычкова Наталья Am ксандровна
Подпись г. Дзержинск 2018г.
Содержание
Введение.................................................................................................................. 3 1
Теоретические основы организации и эффективности системы товародвижения в торговой организации.............................................................5 1.1 Сущность товародвижения в торговой организации.................................... 5 1.2 Основы эффективной организации товародвижения.................................. 12 2 Анализ организации и оценки эффективности системы товародвижения
ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».................................................... 18 2.1
Организационно-экономическая характеристика торговой организации.........................................................................................................18 2.2 Анализ организации системы товародвижения торговой организации. ... 30 2.3 Оценка эффективности системы товародвижения и формирования товарного ассортимента торговой организации................................................34 3 Мероприятия по повышению эффективности товародвижения в ООО
«Агроторг» «Пятерочка-9643».............................................................................48 3.1 Предложения по улучшению товародвижения торговой организации....48 3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий................................. 54
Заключение........................................................................................................... 60
Библиографический список.................................................................................63 2
Введение
Актуальность работы.
Современное формирование финансовых взаимоотношений предполагает постоянное усложнение хозяйственных операций. Торговым организациям в своей текущей работе все чаще приходится участвовать в конкурентной борьбе на всех товарных рынках. В подобных обстоятельствах экономическое развития оранизацию становится сложной задачей. Результат стабильного функционирования всё больше зависит от умения руководителя правильно оценить процессы, протекающие на рынке, оценивать динамику собственного развития, формировать соответствующую действенную стратегию, эффективно реализовать ее на практике и грамотно управлять процессом товародвижения.
Объектом исследования являются система товародвижения ООО
«Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».
Предмет исследования: мероприятия по повышению эффективности товародвижения в торговой организации.
Цель исследований - изучение теоретические основы организации и эффективности системы товародвижения в торговой организации и разработка мероприятий по повышению эффективности товародвижения
ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации и эффективности системы товародвижения в торговой организации;
2. Провести анализ организации и дать оценку эффективности системы товародвижения ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»;
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности товародвижения в торговой организации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как Семенов Н.А., Котлер Ф, Дашков Л.П.,
3
Памбухчиянц В.К. и другие авторы книг и научных статей по логистике, торговле и маркетингу.
Методы исследований: анализ, сравнение, систематизация, расчетно - аналитический метод.
Информационную базу составляют данные внутренних отчетов ООО
«Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».
Практическая значимость. Предложенные мероприятия создают методическую базу для внедрения предложенных рекомендаций по повышению эффективности товародвижения в ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643».
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, сформированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет и практическая значимость выполненных разработок.
В первой главе проведены исследования теоретических основ организации и эффективности системы товародвижения в торговой организации, определена сущность товародвижения в торговой организации, изучены основы эффективности организации товародвижения в торговой организации.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика торговой организации, проведен анализ и дана оценка эффективности системы товародвижения в торговой организации.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности товародвижения торговой организации и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
В заключение подведены итоги выпускной квалификационной работы и сделаны общие выводы.
4
1 Теоретические основы организации и эффективности системы
товародвижения в торговой организации
1.1 Сущность товародвижения в торговой организации
Товародвижение - это деятельность по планированию, осуществлению и контролю за организацией контактов между продавцами и покупателями, за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам их использования1.
Семенов
Н.А. дает следующее определение товародвижения:
«Товародвижение - это деятельность по планированию, претворению в жизнь и по контролю за физическим перемещением товаров от производителей к потребителям»2
Филипп Котлер в своем учебнике «Основы маркетинга» дает определение товародвижения, которое, по мнению большинства ученых, является наиболее полным и емким: «Товародвижение — деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя»3.
Доставка товаров от изготовителя до покупателя считается одной из главных функций продажи и играет важную роль в торговой деятельности области продажи и услуг.
Подбор более короткого пути перемещения подразумевает, то что товары, какие отправляют от изготовителя в торговую сеть, проходят минимальный расстояния и не имеют встречных потоков товара подобного ассортимента. Помимо ответных транспортировок, каковых необходимо
1 Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности
061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 5.е изд., стер. - М.:
Омега.Л, 2011. - 656 с., С.375.
2 Семенов, Н.А. Маркетинг /Н.А. Семенов: учебное пособие. 2-е изд. Тверь: ТГТУ, 2012.
100 с., С.34.
3 Котлер , Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В.Б.Боброва. - М.: Прогресс,
1991. - 787 с., С.441.
5
остерегаться, к количеству нерациональных причисляются поставки на дальнее расстояние и повторные транспортировки.
Если существуют способности отгружать продукты из областей, наиболее близко находящихся к этому либо другому месту направления, транспортировки, которые уходят за пределы зон, определенных схемами нормальных течений грузопотоков в транспорте, являются чрезмерно далекими.
Доставление продуктов заключается в разумной организации процесса товародвижения, которая считается одной из значимых функций продажи.
Процесс доведения товаров от организаций-изготовителей через оранизацию оптовой и розничной продажи до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на оранизациюх продажи4.
С данной целью обязаны устанавливаться более подходящие потоки и на правления перемещения товаров, наиболееэкономные виды автотранспорта с целью транспортировки продуктов с зон изготовления в зоны пользования и следует создание соответствующей сети складов и баз. Количество торгового обслуживания населения, а также период оборота товарно
материальных ценностей непосредственно находится в зависимости оттого, в какой степени рационально организован процесс товародвижения.
Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в перемещении товаров в пространстве, которые включают в себя комплекс организационно
экономических и коммерческих мероприятий.
Товародвижение подразумевает формирование научно-технической цепочки, которая бы вовремя и без лишних расходов доводила продукты с
4 Дашков, Л. П., Памбухчиянц, В. К. Коммерция и технология продажи — 6-е изд.— М.:
Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2012 .— 448 с., С.6.
6
Если существуют способности отгружать продукты из областей, наиболее близко находящихся к этому либо другому месту направления, транспортировки, которые уходят за пределы зон, определенных схемами нормальных течений грузопотоков в транспорте, являются чрезмерно далекими.
Доставление продуктов заключается в разумной организации процесса товародвижения, которая считается одной из значимых функций продажи.
Процесс доведения товаров от организаций-изготовителей через оранизацию оптовой и розничной продажи до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на оранизациюх продажи4.
С данной целью обязаны устанавливаться более подходящие потоки и на правления перемещения товаров, наиболееэкономные виды автотранспорта с целью транспортировки продуктов с зон изготовления в зоны пользования и следует создание соответствующей сети складов и баз. Количество торгового обслуживания населения, а также период оборота товарно
материальных ценностей непосредственно находится в зависимости оттого, в какой степени рационально организован процесс товародвижения.
Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в перемещении товаров в пространстве, которые включают в себя комплекс организационно
экономических и коммерческих мероприятий.
Товародвижение подразумевает формирование научно-технической цепочки, которая бы вовремя и без лишних расходов доводила продукты с
4 Дашков, Л. П., Памбухчиянц, В. К. Коммерция и технология продажи — 6-е изд.— М.:
Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2012 .— 448 с., С.6.
6
изготовления до покупателей высокого качества, в необходимом количестве, широком ассортименте, при наименьших расходах, времени и труда. Она содержит в себе формирование партий товаров, их отгрузку, транспортировку разными вариантами транспорта, освоение товарной массы через определенные складские звенья и доставку продуктов в розничную сеть. Процессы товародвижения включают в себя как коммерческую работу, так и производственные процессы в сфере обращения.
Основные затраты товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов.
На рисунке 1 представлено среднее значение расходов на организацию товародвижения в общей сумме затрат на него5.
Административные
° б работка
Транспортировка за пределы региона
46%
Рисунок 1 — Доля затрат по видам расходов в процентах к общей сумме затрат на организацию товародвижения
5 Котлер , Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В.Б.Боброва. - М.: Прогресс,
1991. - 787 с., С.442.
7
Основные затраты товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов.
На рисунке 1 представлено среднее значение расходов на организацию товародвижения в общей сумме затрат на него5.
Административные
° б работка
Транспортировка за пределы региона
46%
Рисунок 1 — Доля затрат по видам расходов в процентах к общей сумме затрат на организацию товародвижения
5 Котлер , Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В.Б.Боброва. - М.: Прогресс,
1991. - 787 с., С.442.
7
Процесс товародвижения должен быть рационально организован, что предполагает:
- обеспечение кратчайших путей движения товаров;
- применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
- определение рациональной звенности товародвижения;
- использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Факторы, оказывающие влияние на процесс товародвижения
К числу производственных факторов относятся: размещение производства; специализация производственных организаций; сезонность производства отдельных товаров.
Огромное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных организаций к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.
Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных организации на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без
8
предварительной подсортировки в организациях оптовой продажи. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое оранизация, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой продажи.
Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.
Транспортные факторы - это состояние транспортных путей сообщения и виды транспорта, используемые для перевозки товаров.
В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.
При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.
Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру продажи, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.
9
Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.
Транспортные факторы - это состояние транспортных путей сообщения и виды транспорта, используемые для перевозки товаров.
В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.
При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.
Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру продажи, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.
9
Так, при использовании тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 тонны груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и организациях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей — в 5 раз.
Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.
Большое влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения;
количество денежных доходов населения.
Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и количество денежных доходов населения.
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:
- размеры, специализация и размещение организаций продажи;
- количество сложности ассортимента товаров и их свойства;
- количество организации товароснабжения розничной торговой сети.
Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже
(их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и
10